Объем промпроизводства в России за январь — август этого года не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, свидетельствуют данные Росстата, обнародованные в понедельник. Год назад, в январе — августе 2012 года, рост составил 3,1%.
В августе текущего года по сравнению с августом прошлого года промпроизводство подросло на 0,1%.
С исключением сезонного и календарного факторов промышленность в августе выросла на 0,7% (к предыдущему месяцу) после сокращения на 0,9% в июле, роста на 1,2% в июне, сокращения на 1,1 и 0,9% в мае и апреле соответственно.
Подобные колебания вокруг нулевой отметки идут с начала 2012 года. Больше полутора лет промышленность в стагнации.
Росту промпроизводства за восемь месяцев этого года традиционно способствовали нефть, газ и железная руда. При этом добыча угля снизилась: в августе на 13,9%, за восемь месяцев — на 1,8%.
В обрабатывающих отраслях почти на треть выросло производство мяса и субпродуктов, а также гречки, джемов и компотов, одеял (кроме электрических), обуви, хромовых кожтоваров, курток, блузок, рубашек и батников.
Резко снизилось производство чемоданов и дамских сумок, газет и журналов, кирпичей и керамической плитки, газовых турбин, настольных компьютеров, кресел и пассажирских вагонов.
Производство легковых автомобилей в августе увеличилось на 3,7%, но за восемь месяцев сократилось на 1,7%. Выпуск грузовых авто сократился в августе на 8,1%, в январе — августе — на 6,7%. Производство шин увеличилось на 5,1%, за восемь месяцев — на 4,4%. Вдвое упало производство тракторов для сельского и лесного хозяйства.
Производство ювелирных изделий с бриллиантами выросло, а вот колец обручальных и цепочек из золота и серебра упало.
Спад в промпроизводстве возобновился в июле 2013 года. К июлю прошлого года он составил 0,7%. За семь месяцев промышленность показала нулевую динамику по сравнению с ростом на 3,2% годом ранее.
«В промышленности пауза сохраняется, но в экономике в целом рост ожидаем, но слабый», — обнародовал позицию ведомства относительно макроэкономических данных за июль заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.
Аналитики банка HSBC подсчитали, что индекс промышленного производства PMI упал в июле ниже рекордной отметки 50 пунктов. Индекс опустился с 51,7 балла в июне до 49,2 балла в минувшем месяце. Ключевым фактором общего ухудшения ситуации стало отсутствие роста новых заказов.
Сокращение промпроизводства уже негативно отразилось на динамике ВВП. Впрочем, оценки Минэкономразвития и Росстата расходятся. Министерство зафиксировало ускорение динамики ВВП во втором квартале до 1,9 с 1,1% за первые три месяца года. Но по данным статистического ведомства, во втором квартале рост ВВП в годовом выражении замедлился до 1,2 с 1,6% в первом квартале.
«Нужно признать, что российская промышленность балансирует на грани стагнации и рецессии», — считает Виталий Цветков, руководитель информационно-аналитического отдела АКГ ''Градиент Альфа''.
Об этом говорят не только данные Росстата про промпроизводству, но и такой индикатор, как инвестиции в основной капитал. «Бизнес откладывает реализацию инвестиционных проектов до лучших времен, предпочитая в ожидании новой волны кризиса формировать корпоративные стабфонды», — говорит Цветков.
Подтверждаются худшие опасения относительно того, что основным фактором падения показателей в сфере обработки останется металлургия и производство транспортных средств, машин и оборудования, отмечает Мария Помельникова из Райффайзенбанка.
Лучше других чувствуют себя секторы, ориентированные на потребительский спрос, — химия, нефтепереработка, смешанная картина — в производстве строительных материалов, а самая плохая — в металлургии и машиностроении, отмечает аналитик банка ING Дмитрий Полевой.
«Возможность ускорения промышленного производства имеется, но она зависит от ситуации в экономике ЕС, а также от текущей российской бюджетной политики и денежной политики ЦБ РФ», — говорит Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков БД «Открытие».
При этом, если в отношении Европы есть уже много позитивных сигналов к росту, которые могут стимулировать российский экспорт, то последние намерения Минфина по секвестру бюджета и слабые меры Банка России пока не внушают оптимизма, добавляет Бушуев.
«Некоторого улучшения можно ждать от эффекта ослабления рубля — на 9–10% с начала года. Рано или поздно должен подорожать импорт, что сыграет на руку нашими производителям», — рассуждает Валерий Миронов из Центра развития. По его мнению, рост во втором полугодии может обеспечить в первую очередь сельское хозяйство (10% с учетом низкой базы прошлого года) и пищевая промышленность.
Минэкономразвития в августе понизило прогноз роста промпроизводства на 2013 год с 2 до 0,7%. Первоначальный прогноз составлял 2,6%. Но в 2014-м Минэкономразвития прогнозирует ускорение в промышленности до 3,4%.