Украинская компания «Надра Юзовская» в четверг подписала операционное соглашение по добыче газа из сланца с британо-нидерландской Royal Dutch Shell. Документ был подписан в рамках визита премьер-министра Украины Николая Азарова в Нидерланды.
Речь идет о разработке Юзовского месторождения (располагается на территории в Донецкой и Харьковской областях), запасы которого оцениваются более чем в 4 трлн кубометров. Для сравнения, мировое потребление газа составляет, по разным оценкам, 3–3,3 трлн кубов в год. О подписании соглашения стороны объявили еще в январе 2013 года.
Проект будет реализовываться на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), «Надра» и Shell получат в СП по 50%, при этом западная компания будет оператором проекта, ответственным за все работы.
Shell планирует выделить на геологоразведку более $500 млн. Начальный этап предусматривает получение двухмерных и трехмерных сейсмических данных и бурения 15 скважин на Юзовском участке.
В целом инвестиции компании в проект оцениваются примерно в $10 млрд.
Бурение должно начаться уже в текущем году, начало опытно-промышленной разработки месторождения намечено на 2015 год.
По оптимистичному сценарию, Юзовское месторождение способно давать порядка 20 млрд кубометров в год (столько сейчас добывает вся украинская газовая отрасль), по пессимистичному, который в начале года озвучил министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий, — 7–8 млрд кубов. Годовое потребление газа на Украине составляет около 75 млрд кубометров, и почти половину этих объемов обеспечивают поставки из России (в 2012 году Украина закупила 33 млрд кубов). Однако российский газ обходится украинской экономике слишком дорого.
Уже почти три года Киев пытается добиться пересмотра условий контрактов, заключенных еще в 2009 году Юлией Тимошенко (соглашения действуют до 2019 года).
Премьер-министр Украины Николай Азаров неоднократно называл действующие контракты «кабальными». По их условиям при расчете цены на газ учитывается цена мазута и газойля за предшествующие девять месяцев. Причем для определения цены нефтепродуктов за основу был взят рынок Италии, где цены одни из самых высоких в Европе. В госбюджете Украины на 2013 год цена российского газа заложена на уровне $421 за 1 тыс. кубометров. Это дороже, чем у большинства европейских клиентов «Газпрома».
Из-за дороговизны российского газа Украина последовательно сокращает его закупки. Так, за восемь месяцев 2013 года Киев по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год сократил закупки на 29% (6,1 млрд кубометров), до 15,3 млрд кубов.
«Добыча газа из сланца — весьма перспективна и интересна для Украины, — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — «Сланец» способен существенно снизить зависимость Украины от газового импорта. Пока нет адекватных оценок себестоимости добычи газа из сланца, но он, очевидно, будет обходиться дешевле $420 за 1 тыс. кубов». А вот сроки, по мнению Агибалова, Украина оценивает слишком оптимистично. Эксперт считает, что реально Юзовский проект заработает не ранее 2016–2017 годов.
Примеру Украины могут последовать и другие страны. Еще в начале года о своем интересе к сланцевому газу заявили Румыния и Литва. Сообщалось, что президент Литвы Даля Грибаускайте одобрила геологоразведку «сланца», а румынские власти не стали продлевать введенный летом 2012 года мораторий на технологию гидроразрыва пласта, которая применяется при разведке сланцевого газа. Основная проблема при использовании этой технологии заключается в высоких экологических рисках.
Именно из природоохранных соображений от сланцевых проектов отказались Болгария и Франция. И в Румынии, и в Литве разрешение на геологоразведочные работы получила американская Chevron.
В мае о намерении разрешить добычу сланцевого газа заявляли власти Германии, однако там дальше заявлений дело пока не зашло. Однако компания Wintershall (структура концерна BASF, занимающаяся газом) в четверг заявила о своей поддержке сланцевой инициативы. «Добыча сланцевого газа может быть прекрасной возможностью для Германии», — сказал глава компании Райнер Зеле, признав при этом, что масштабы добычи «сланца» в Германии будут не столь крупными, как в Северной Америке.
Великобритания, ранее наложившая запрет на сланцевые работы, возобновила их. В июне Британская геологическая служба сообщала, что запасы месторождения Боуленд, располагающегося на севере страны, достигают 3,86 трлн кубометров. В августе британский премьер Дэвид Кэмерон заявил, что если Великобритания не будет развивать добычу сланцевого газа, она потеряет шанс на снижение цен на энергоносители и ее экономика не будет конкурентоспособной.
«Сланцевый газ — прямая угроза «Газпрому», — говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Чем больше страны Европы будут наращивать собственную добычу, тем меньше они будут покупать российского газа».
Однако основным вопросом здесь, по словам Полищука, является все тот же вопрос экономической эффективности добычи газа из сланца. «Уже были неудачные примеры в Польше (летом прошлого года американская ExxonMobil отказалась от сланцевых проектов в этой стране, признав их нерентабельными. — «Газета.Ru»), — напоминает аналитик. — Вероятнее всего, какое-то количество успешных проектов будет иметь место, но не думаю, что в общем они смогут значительно поднять уровень собственной добычи европейских государств».