Возможное сворачивание стимулирования экономики США – знаменитого третьего количественного смягчения (QE3) от Федеральной резервной системы (ФРС) – стало наиболее важным вопросом санкт-петербургского саммита «группы двадцати» (Group of twenty, G20), если судить по публикациям в западной прессе.
Агентство Bloomberg приводит слова замминистра финансов Китая Чжу Гуанъяо о том, что завершение количественного смягчения представляет серьезную проблему для мировой экономики. И напоминает, что развивающиеся страны стали локомотивом, вытащившим мировую экономику из кризиса, а теперь сталкиваются с масштабным оттоком капитала и падением курса валют. «Большинство стран с развивающимися рынками сталкиваются с трудностями из-за сворачивания QE, — приводит агентство слова индонезийского министра финансов Чатиба Басри. – Все зависит от того, как мы сможем договориться. Я думаю, роль G20 очень важна, поскольку здесь лидеры могут обсудить планы». «Страна — эмитент самой распространенной в мире резервной валюты должна учитывать побочные эффекты своей макроэкономической политики», — цитирует Financial Times замминистра финансов КНР.
В качестве ответа страны БРИКС создают фонд в $100 млрд для предотвращения потрясений на национальных валютных рынках.
Детали работы фонда еще будут уточняться. Известно, что Китай предоставит $41 млрд, Россия, Индия и Бразилия — по $18 млрд, а ЮАР — $5 млрд. Эксперты пока не могут определить, насколько эффективным будет этот инструмент. «Если хотя бы одна из стран столкнется с серьезной спекулятивной атакой, фонд мгновенно опустеет», — комментирует стратег Commerzbank Ульрих Лёйхтманн. Но тут же добавляет, что Китай, который вложит больше всех, хотя пока не испытывает проблем с курсом юаня, геополитически и экономически заинтересован в предотвращении колебаний у ключевых торговых партнеров.
Еще одна тема, на обсуждение которой обратили внимание за рубежом, – протекционизм. «Этот саммит должен подтвердить решительный настрой G20 против протекционизма и сократить действующие запреты, — заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. – Почти 700 таких заградительных мер было принято с 2008 года, и лишь несколько из них теперь снято. Эта тенденция неприятна и опасна». Члены G20 пытаются утвердить запрет на введение новых торговых ограничений до 2016 года.
Одной из важнейших тем саммита стала не входившая в повестку возможная военная операция США в Сирии.
«Лидеры G20 разделились по вопросу о Сирии», «США не будут торговаться с Россией из-за Асада», «Экономический саммит G20: это о Сирии», — таковы заголовки в пятничных номерах американских и европейских газет. На Барака Обаму оказывает давление не только Россия, но и Италия, и Китай. Они предупреждают, что военное вторжение в Сирию будет иметь негативные последствия для глобальной экономики. «У сирийского конфликта нет военного решения, — цитирует The Wall Street Journal президента Евросовета Хермана ван Ромпея. – Только политическое решение может положить конец ужасному кровопролитию». Даже папа римский Франциск обратился к участникам встречи с просьбой предотвратить войну в Сирии. Вопрос о Сирии участники саммита должны были обсудить вечером в четверг, за ужином, хотя традиционно это время посвящается дискуссии о глобальной экономике.