Федеральная пассажирская компания — дочернее общество РЖД — обратилось в суд с иском к Минфину и Федеральному агентству по железнодорожному транспорту (Росжелдор) с требованием взыскать 8,9 млрд рублей компенсации за пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах.
Иск подан 29 августа в Арбитражный суд Москвы, информация об этом размещена на сайте суда. Заседаний по делу пока не назначено.
В Минфине «Газете.Ru» сообщили, что еще не получили документы по иску, не прокомментировав суть претензий. Связаться с представителем Росжелдора не удалось.
Как пояснили «Газете.Ru» в Федеральной пассажирской компании, средства, которые ФПК пытается взыскать через суд, — это часть выпадающих доходов компании по итогам работы в 2011 году.
Выпадающие доходы образовались из-за того, что государство установило тарифы на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах ниже экономически обоснованного уровня, поясняют в ФПК.
Государство гарантировало ФПК компенсацию убытков из-за низких тарифов на перевозки в плацкартных и общих вагонах. В 2011 году сумма компенсации должна была составить более 38 млрд рублей. Однако по итогам 2011 года по договору ФПК и Федерального агентства железнодорожного транспорта компании было возмещено только около 29,5 млрд рублей. Остальные деньги она пытается вернуть через суд.
Уровень тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах регулируется государством, цены на билеты в купе, СВ и люксе компания устанавливает сама. По данным Федеральной службы по тарифам, в 2011 году базовые ставки тарифов, сборов и плата за услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом, выросли в 1,1 раза. В 2012 году — также в 1,1 раза.
В этом году ОАО «РЖД» добилось повышения тарифов на 20%. Однако указанного роста недостаточно, указывают в ФПК.
Установленные тарифы покрывают примерно 60% стоимости перевозки в плацкарте и общих вагонах,
пояснила пресс-секретарь Федеральной пассажирской компании Елена Мирошникова. При этом на плацкартные перевозки приходится до 70% по показателю количества поездок в поездах дальнего следования.
ОАО «РЖД» несколько лет подряд ведет судебные споры с Минфином по поводу компенсации выпадающих доходов.
В 2008 году «Российские железные дороги» пытались взыскать с Минфина 5 млрд рублей компенсации за перевозку льготных категорий граждан в пригородных поездах в 2006 году. Однако в 2009 году монополия отказалась от иска.
Сейчас в судах рассматривается несколько дел о взыскании с Минфина в пользу ФПК недополученной компенсации за пассажирские перевозки. В июле этого года суд постановил взыскать в пользу ФПК 85,6 млн рублей компенсации за расходы по перевозке пассажиров в Калининградскую область (на этом направлении установлены льготные пониженные тарифы). Сейчас дело рассматривается в апелляционном суде.
В конце 2012 года ОАО «РЖД» обратилось с иском сразу к Минфину, Минздраву и Минтруда о взыскании 7 млрд рублей компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных пассажиров в 2009 году. В июле Минфин подал апелляционную жалобу на это решение. В иске к Минздраву и Минтруда суд «Российским железным дорогам» отказал.
В феврале Арбитражный суд Москвы принял решение о взыскании с Минфина в пользу ФПК 263,2 млн рублей компенсации убытков за перевозку школьников в 2011 году. Это дело рассматривается в судах до сих пор. В августе этого года Минфин подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа на это решение и постановление девятого арбитражного апелляционного суда.
В Самарской области куйбышевский филиал ФПК судится с Минфином за 206 тыс. рублей компенсации за перевозку льготной категории пассажиров в 2010–2011 годах.
Суды идут в Новосибирской области и ряде других регионов.
В ФПК не смогли уточнить, выплачена ли полностью компенсация за этот год.
В этом году в РЖД заявляли о необходимости выделить на компенсацию выпадающих доходов за пассажирские перевозки 36 млрд рублей.
В итоге было принято решение, что ФПК получит 13,2 млрд рублей из госбюджета. Еще 5 млрд рублей было внесено в уставный капитал ФПК за счет дивидендов РЖД, еще около 5,1 млрд рублей дало повышение тарифа на перевозки в плацкартных и общих вагонах на 20%, а не на 10%, перечисляет Елена Мирошникова. Также ожидается получение еще 10 млрд рублей допсубсидий от государства. 25 млрд рублей РЖД получит на компенсацию потерь на пригородных пассажирских перевозках.
Перевозки по регулируемым тарифам убыточны, однако у компании есть возможность для оптимизации расходов, что позволило бы эти убытки компенсировать,
говорит «Газете.Ru» директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Ранее монополию за высокие тарифы и непрозрачность расходов критиковал и глава ФАС Игорь Артемьев.
«Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя», — говорил Артемьев.
Сейчас ОАО «РЖД» столкнулось с еще одной проблемой — падением пассажиропотока в поездах дальнего следования. За январь — август количество пассажиров сократилось на 4,1%, за это время было перевезено 77 млн пассажиров, сообщили 2 сентября в РЖД. При этом в целом пассажироперевозки увеличились на 4,7%.
«Сейчас многие пассажиры предпочитают летать самолетами из-за высоких цен на билеты на поезда», — говорит Николаев.
В настоящее время обсуждается вопрос об отмене субсидирования пассажирских перевозок на расстояния свыше 1,5 тыс. км. Это предложение Минфина.
В ФПК уже заявили, что отмена субсидирования приведет к росту стоимости поездки в плацкарте и только увеличит потребность монополии в госдотациях, сообщало ранее агентство «Прайм».