1 сентября в Белоруссии вступает в действие постановление совета министров № 597 от 8 июля 2013 года, ограничивающее зарплату руководителей предприятий коэффициентами к средней зарплате по организации. Это относится к белорусским коммерческим фирмам, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности. Однако особенность республиканской экономики состоит как раз в том, что во всех более или менее доходных средних и крупных компаниях государство участвует большей или меньшей долей.
Другая особенность – то, что в Белоруссии сохранена советская плановая система хозяйствования. Только план, спускаемый сверху, ныне называется «прогнозом социально-экономического развития». Выполнять этот план обязаны все государственные организации, а также любые коммерческие структуры с долей госсобственности. Более того, нередко местные органы власти «доводят план» и до полностью частных фирм. Отказаться обычно невозможно.
Такой плановый подход позволяет с 1 сентября прямо увязывать зарплаты руководителей коммерческих предприятий в первую очередь не с их рентабельностью (то есть экономической эффективностью), а с выполнением плана.
При невыполнении по итогам полугодия двух и более показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке, коэффициент устанавливается не более 4,0 включительно. То есть директор не может получать более, чем в четыре раза больше средней зарплаты по предприятию.
В последующем коэффициент, определенный в контракте с руководителем коммерческой организации, устанавливается при выполнении за квартал всех показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке.
При этом, однако, в постановление заложены механизмы, стимулирующие не только выполнение официально «спущенного сверху» плана, но и обеспечение доходности предприятия.
Если оно показывает хоть какую-то прибыль, то при расчете коэффициента превышения зарплаты ее директора не учитываются госпремии, годовые бонусы, матпомощь и ряд других выплат.
В постановлении прямо сказано: «Руководителям организаций независимо от формы собственности не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждение по итогам работы за год при наличии убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом и (или) задолженности по выплате заработной платы». То есть правительственное постановление не получится обойти, «в лоб» начисляя директорам дополнительно к зарплате разного рода премии и бонусы.
В защиту новых норм оплаты труда директоров активно выступает министр труда и социальной защиты Белоруссии Марианна Щеткина. В недавнем интервью государственному информагентству «Белта» она, в частности, заявила: «Я бы назвала постановление совмина своевременным реагированием на те изменения, которые происходят в экономике. Этим постановлением, прежде всего, расширены права органов, заключающих с руководителями организаций контракты, по установлению более гибкой системы стимулирующих выплат. Теперь у них появился выбор: премии, краткосрочные бонусы, годовой бонус, вознаграждение по итогам работы за год, вознаграждение в процентном отношении от выручки или от суммы внешнеэкономической сделки. При этом общая сумма выплат стимулирующего характера (премии, краткосрочные бонусы) не должна превышать трех окладов в расчете на месяц. В год это получается 36 окладов. Но заметьте, они не выплачиваются автоматически – их надо заработать, обеспечив выполнение прогнозных показателей».
Белорусские экономисты назвали уже несколько лежащих на поверхности последствий вступающего в силу постановления совета министров.
Во-первых, очень многие директора являются одновременно соучредителями предприятий или держателями пакетов их акций. Соответственно, увеличатся выплаты дивидендов учредителям, средства будут направляться в меньшей степени на развитие бизнеса, а в большей – его совладельцам.
Во-вторых, будет расти – далеко не всегда обоснованно – средняя зарплата по предприятиям. Ведь чем выше она, тем выше и доход директора. В Белоруссии и сейчас грузчик в магазине очень часто получает в полтора-два раза больше, чем учитель в школе, а теперь этот разрыв может еще более увеличиться.
Ну и, наконец, приписки. Запутанная белорусская бухгалтерия (в республике сегодня около 400 тыс. бухгалтеров – 10% от экономически активного населения) позволяет достаточно гибко манипулировать показателями, демонстрируя выполнение плана даже там, где его на самом деле нет.
«Александр Лукашенко и белорусское правительство – верные ученики Маркса и Ленина. Они не любят богатых. Причем на свой ближний круг эта нелюбовь не распространяется. Богатыми могут быть те, кто работает по согласованным с высшим руководством страны коммерческим проектам, кого допустили «сидеть» на ресурсных потоках, – говорит белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. – Может сложиться впечатление, что в Белоруссии нет большой разницы между богатыми и бедными. Да, по статистике нет, а в реальной жизни, с учетом тех доходов, которые получают политики и чиновники, сидящие на основных потоках, разница в сотни раз».
Как считает эксперт «Газеты.Ru», решение об ограничении доходов руководителей частных предприятий было принято, чтобы население, которому предстоит вскоре пережить очередной социальный шок одновременного снижения доходов и резкого роста цен, не подумало о несправедливости власти.
«В частных компаниях собственники и менеджеры очень хорошо знают способы, как обойти подобные ограничения. Схемы получения дохода прекрасно работают и на уровне госпредприятий.
Так что постановление совмина № 597 для львиной доли частного бизнеса окажется незамеченным», – говорит Романчук.
По информации международной консалтинговой компании Hay Group, размер заработной платы менеджеров среднего и высшего уровней превышает зарплату рядовых сотрудников на Украине в 9,4 раза, в России – в 8,3, в Венгрии – в 6,6, в Чехии – в 6,4, в Италии – в 3,9, в США – в 3,8, во Франции – в 3,7, в Австрии – в 3,6, в Японии и Великобритании – в 3,4 раза.