Как рассказали «Газете.Ru» в банке «Интеркоммерц» (с активами 45,8 млрд рублей банк занял во втором полугодии 2013 года по этому показателю 97-е место в рейтинге «Иинтерфакс-100. Банки России»), кредитное учреждение сейчас находится в стадии разработки новых кредитных продуктов. Они будут предоставляться клиентам, у которых нет потребности брать деньги на текущие расходы под высокую ставку, но они готовы предоставить информацию о своих активах и доходах и им нужны деньги на крупные покупки. Им будут выдаваться кредиты на суммы от 2 млн рублей по ставке до 25%, рассказали в кредитном учреждении. «Банк разрабатывает полноценный кредитный конвейер, который будет частично включать и индивидуальный подход к каждому клиенту. Каналами привлечения будет существующая база банка лояльных клиентов, база корпоративных клиентов, прямая реклама и нишевые продукты, которые будут ориентированы на аудиторию, сегментированную по видам потребительских предпочтений либо платежного поведения», — рассказала советник председателя правления банка «Интеркоммерц» Елена Речкалова. Кредитную фабрику в банке планируют запустить до конца года и активно выдавать такие займы на протяжении 2014 года.
Такое решение в банке объяснили высоким уровнем закредитованности населения в нижнем массовом сегменте, так как сегодня в розничных портфелях банков 62% всех кредитов — кредиты на суммы до 50 тыс. рублей.
«До 2013 года банки делали упор на высокомаржинальное кредитование наиболее массового слоя населения — населения с низким доходом, что обеспечило количественный рост кредитов. Банки были сфокусированы на построении кредитных конвейеров и выдаче необеспеченных кредитов на суммы до 150 тыс. рублей с эффективными ставками более 40% годовых, в которую закладывались высокие риски невозврата, что и привело, с одной стороны, к закредитованности большой части населения, а с другой — к высоким показателям просрочки», — говорит Елена Речкалова.
Однако сейчас из-за роста конкуренции и уровня закредитованности населения банки постепенно уходят от работы в массовом сегменте по кредитованию не очень обеспеченных клиентов.
«Еще три-пять лет назад банки одобряли кредиты в среднем 60% от входящего потока клиентов, сейчас же только 20–25%.
Да и у этих клиентов очень высокий уровень риска из-за перекредитованности», — объясняет Речкалова возможную причину смены кредитной парадигмы.
Еще один довод в пользу ухода от кредитования населения с невысоким доходом — то, что сегодня рост просроченной задолженности сопровождается снижением эффективности взыскания долгов. Согласно анализу Frank RG, сейчас банкам удается вернуть 40% платежей, просроченных на один-два месяца, и 20% — просроченных свыше двух месяцев. При этом в 2011 году возвращалось 60 и 40% долгов соответственно.
Другие банки также пытаются сейчас найти на рынке новые ниши, однако пока ни один из банков о планах запустить кредитную фабрику для нового сегмента клиентов не говорил.
Старший вице-президент Бинбанка Петр Морсин недавно рассказал о планах банка ввести ипотечные кредиты для состоятельных клиентов. «Мы «прощупываем» ту категорию клиентов, к которым банк более лоялен и для которых мы сможем сделать ставку ниже», — признался он. При этом состоятельными в банке будут считать клиентов, которые удовлетворяют одному из двух критериев: высокий уровень дохода или суммы вклада. В регионах к таким «желательным» для банка заемщикам будут причислены клиенты с уровнем дохода от $2 тыс. в месяц. Для Москвы — планка будет в два раза выше. Примерно с такой суммой ежемесячного дохода человек переходит на другой уровень потребления, говорит Морсин. По сумме вклада состоятельными в Бинбанке считают клиентов, которые делают в регионах вклад на сумму более 1 млн рублей, в Москве — 1,5 млн рублей.
По словам начальника управления кредитных продуктов Банка Хоум Кредит Алсу Тинчуриной, несмотря на то что сейчас наблюдается рост закредитованности заемщиков, вряд ли из-за этого банки перейдут от конвейерных кредитов к выдаче займов для клиентов со средним и высоким доходом. «Скорее «конвейерные банки» начнут работу в области разработки различных программ, направленных на помощь в снижении кредитной нагрузки на клиентов, то есть программ по консолидации, рефинансированию кредитов», — говорит эксперт.
Такие клиенты больше копят, нежели берут кредиты, считает Алсу Тинчурина. Действительно, согласно обзору Агентства по страхованию вкладов (АСВ), в первом полугодии 2013 года наиболее быстрыми темпами росли вклады, находящиеся в пределах от 700 тыс. до 1 млн рублей и свыше 1 млн рублей — на 18,5 и 16,4% по объему вкладов и на 18,2 и 14,3% по количеству открытых счетов соответственно.
Директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус в свою очередь говорит, что клиенты со средним или высоким доходом интересуют кредитное учреждение, однако делать ставку на них при кредитовании в банке не решаются, и уж тем более пока нет планов о создании кредитного конвейера. Подобные кредиты в банке выдают только в индивидуальном порядке. Как правило, потребители таких кредитов вип-клиенты, собственники бизнеса или руководители компаний, которые обслуживаются в банке. «Это штучные кредиты на крупные суммы под рыночное обеспечение, когда важна скорость и индивидуальность, а цель этого кредита зачастую — развитие бизнеса». По мнению банкира, такие кредиты всегда будут штучными, рассчитанными под определенного клиента, и заменить нынешнее массовое кредитование они не смогут. «Мы больше нацелены на стандартные унифицированные продукты без отклонений, издержки для банка в этом случае существенно ниже», — говорит Герман Белоус.