Нужно создать условия, чтобы частных инвестиций в развитие портов было гораздо больше, заявил сегодня на совещании по развитию портов Азово-Черноморского бассейна президент РФ Владимир Путин. По его словам, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы бизнес чувствовал поддержку государства. «Без этой поддержки вряд ли между собой удастся договориться и добиться гармонизации отношений», — сказал глава государства. При этом президент пояснил, что
речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков и об эффективных инструментах софинансирования.
«В том числе надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой — частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации», — отметил Путин.
По его словам, российские порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка на них возрастает. К 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах бассейна увеличится в два раза, до 150 млн тонн. «Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении.
По сути, то, о чем мы говорим, — это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода», — констатировал Путин.
Президент добавил, что потенциал дальнейшего масштабного наращивания мощностей крупнейших портов в этом регионе, прежде всего Туапсе и Новороссийска, ограничен из-за целого ряда объективных факторов. «Наша задача — не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы», — сказал глава государства.
«Еще одна важная задача — обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. Это одна из критических компонент при работе портов сегодня в России», — заявил также Путин.
Эксперты удивляются прозвучавшим на совещании данным. Генеральный директор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов, например, отмечает, что
президенту дают неправильные цифры. «Он говорит о том, что растет Азово-Черноморский бассейн, однако, по данным того же Минтранса, оборот Азово-Черноморского бассейна упал на 10% за семь месяцев текущего года. Это открытые данные. Поэтому в принципе говорить о недостатке инфраструктуры или о том, что Новороссийск или Туапсе исчерпали свою пропускную способность, вообще странно», — заметил эксперт.
При этом, по словам Безбородова, в принципе частных инвестиций в развитие портов сейчас и так вкладывается очень много. «Инвестирование в развитие портов интересно сегодня и привлекательно для развития частного бизнеса.
Отрасль на самом деле одна из наиболее «проинвестированных» в сравнении с прочими инфраструктурными отраслями»,
— говорит Безбородов. По словам эксперта, туда, где созданы привлекательные условия, капитал и так идет.
Как отметил один из представителей частного бизнеса, заинтересованный в инвестировании в развитие портов, правила, озвученные президентом, понятны и очевидны. Но главное — как они будут выполнены на практике. Должны быть созданы механизмы государственно-частного партнерства, при которых госмонополии (как, например, РЖД) и соответствующие ведомства действительно несли бы ответственность за своевременное выполнение своей части работы.
«Правила можно написать понятные и подробные. Однако не всегда удается добиться их исполнения. ,
— говорит в свою очередь директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Когда была приватизация генерирующих мощностей, инвесторов привлекали тем, что им будут обеспечивать необходимую индексацию тарифов. А этим же летом было принято решение индексировать в пределах инфляции, то есть это, в общем, расходится с тем, что обещали энергетикам», — добавляет он.