Министерство иностранных дел России обеспокоено судьбой российских инвестиций в Европе в связи со вступлением в силу Третьего энергетического пакета Евросоюза (ТЭП). Глава МИДа Сергей Лавров в своей статье, опубликованной в Journal of Common Market Studies Annual Review, указывает, что применение положений ТЭП, носящих ретроактивный характер, нарушает статью 34 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которая касается поощрения и взаимной защиты капиталовложений. «Мы, разумеется, не оспариваем право ЕС самостоятельно регулировать рынки, однако рассчитываем, что будут соблюдаться международно-правовые обязательства», — пишет Лавров.
Третий энергопакет должен способствовать либерализации рынков газа и электроэнергии. В частности, он запрещает одной и той же компании одновременно являться их поставщиком и владеть распределительными сетями и газопроводами. Страны — участницы Евросоюза должны были ввести положения ТЭП на своей территории еще в 2011 году, однако до сих пор это сделали далеко не все.
Лавров заявляет, что ТЭП уже привел к накоплению проблем в сотрудничестве: инвестиционная привлекательность конкретных стран ЕС для российского бизнеса ухудшается, возрастают системные риски.
«В отдельных случаях мы имеем дело с фактической экспроприацией активов российских компаний, — отмечает российский министр. — Если где-то мы и могли ожидать подобных действий, то никак не в Евросоюзе».
Что касается российских электроэнергетических компаний, то здесь проблем возникнуть не должно. Единственный представитель этого сектора, продающий электроэнергию в Европе, — «Интер РАО». И, как заявил «Газете.Ru» его представитель, у компании нет активов, подпадающих под действие Третьего энергопакета.
Пока от введения ТЭП страдает только «Газпром».
В первую очередь проблемы связаны с компанией Lietuvos Dujos, которая занимается поставками российского газа в Литву и его транспортировкой. «Газпрому» в ней принадлежит 37,1%. Литовские власти на протяжении нескольких лет заявляли о своем намерении разделить компанию по видам бизнеса (поставка и транспортировка газа). «Газпром» выступал против, считая это нарушением акционерного соглашения.
Вильнюс в ответ заявлял, что «Газпром» из политических соображений не предоставляет ему скидки, как это было сделано для Латвии и Эстонии. В 2011 году эти страны получили дискаунт в 15%, сейчас его размер составляет примерно 20%. «Газпром» предложил скидку на газ в обмен на отсрочку введения положения Третьего энергопакета. Однако в начале августа начала работу литовская компания Amber Grid — независимый оператор транспортировки газа по магистральным сетям. Эта компания выделена из Lietuvos Dujos в соответствии с требованиями ТЭП. Причем ранее заявлялось, что Литва выкупит газотранспортные активы Lietuvos Dujos, однако до сих пор этот вопрос окончательно не решен.
Еще одним важным моментом является вопрос о российских газопроводах «Северный поток» и «Южный поток», по которым газ из России поступает в Европу.
Первый уже введен в строй, однако из-за ретроактивного характера ТЭП «Северный поток» подпадает под его действие. Кстати, президент РФ Владимир Путин еще в 2012 году говорил, что придавать закону обратную силу «абсолютно недопустимо».
«Южный поток» пока строится, первые поставки по этой трубе должны начаться в 2015 году. Россия неоднократно предлагала вывести газопровод из-под действия ТЭП, однако Европа на это не соглашается.
В целом Третий энергопакет Москва считает «вредным» для России и даже «направленным против» нее.
«Суров закон — но он закон, — напоминает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Если какой-то бизнес или сочетание бизнесов становятся незаконными, то это распространяется и на действующие предприятия и активы.
«Газпром» мог бы оспорить цену, по которой выкупаются газотранспортные активы, но не сам факт выкупа». Эксперт подчеркнул, что все европейские партнеры «Газпрома», такие как итальянская Eni и германская E.On, уже продали свои транспортные активы, но никто не заявлял об антиитальянской или антигерманской направленности закона.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что обострение риторики по поводу Третьего энергопакета ЕС вызвано общим напряжением в отношениях между Россией и Евросоюзом, и причиной для этого стала Украина.
В ноябре на саммите «восточного партнерства» в Вильнюсе Украина планирует подписать с ЕС соглашение об ассоциации, частью которого является договор о зоне свободной торговли. «Россия всеми силами старается этого не допустить,
так как не хочет, чтобы Украина покинула зону ее влияния. России интересно, чтобы Украина вступила в Таможенный союз», — говорит Макаркин. Именно поэтому Россия усиливает критику Евросоюза, пытается доказать, что законы ЕС (в частности, ТЭП) являются дискриминационными. По мнению Макаркина, как раз поэтому о Третьем энергопакете говорит именно глава Министерства иностранных дел — Москва демонстрирует, что для нее это вопрос скорее политический, нежели экономический.
Но при этом Кремль, по словам Макаркина, пытается усидеть на двух стульях. Подтверждением этому, в частности, являются трения, связанные с украинским шоколадом (Россия запретила ввоз продукции украинского кондитерского концерна Roshen).
Да и сами претензии по Третьему энергопакету напрямую касаются Украины. Дело в том, что «Северный поток» и «Южный поток» изначально задумывались именно для того, чтобы российский газ шел в обход Украины. После вывода на полную мощность «Южного потока» Украина может полностью лишиться газового транзита через свою территорию. «Из-за того что Россия пытается добиться всего и сразу по нескольким направлениям, Киев и склоняется к альянсу с Западом», — подводит итог Макаркин.