Индекс кредитного здоровья российских заемщиков на 1 июля составил 104 пункта, говорится в исследовании компании FICO и Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Это минимальное значение с января 2010 года, отмечает НБКИ. Столь слабые показатели регистрировали в самый разгар кризиса в 2009 году и в начале 2010-го.
Индекс рассчитывается на основе доли «плохих» долгов от общего числа просроченной задолженности. При этом «плохими» в агентстве считают кредиты, по которым допущена просрочка более чем 60 дней (bad rate) в течение последних шести месяцев. Полученные данные при расчете индекса переводят в баллы. Уменьшение индекса на 20 пунктов означает удвоение bad rate, а увеличение на 20 пунктов — уменьшение в два раза. Таким образом, чем ниже индекс, тем хуже уровень кредитного здоровья. Так,
по состоянию на 1 июля, объем кредитов, которые не возвращают более 60 дней в течение последних шести месяцев, от общего числа просроченных кредитов составил 9,81%. Год назад этот показатель был равен 7,75%, а в январе 2012 года — 7,05%.
При этом значение индекса во втором квартале во всех федеральных округах было ниже, чем в первом и четвертом кварталах прошлого года. Наибольшее падение с начала года (на девять пунктов) отмечено в Северо-Кавказском округе, наименьшее (на четыре пункта) — в Приволжском и Уральском округах. Самое же высокое значение индекса зафиксировано в Центральном федеральном округе — 108 пунктов.
«Не могу сказать, что можно опираться на один конкретный показатель, но по набору можно уже представлять настроения, ожидания, динамику происходящих процессов, рассуждать о прогнозах», — комментирует полученные данные директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус.
Это не единственный показатель, который свидетельствует о закредитованности россиян. По данным исследования, которое недавно провел Связной Банк, доля россиян, которые взяли пять и более кредитов, уже достигла 19% от общего числа заемщиков. При этом размер долга перед кредиторами у таких граждан доходит до 500 тысяч рублей, что у многих превышает уровень годового дохода.
Данные Центробанка также не внушают оптимизма.
Так, доля ссуд с просрочкой более 90 дней в общем объеме просроченных ссуд медленно, но верно растет. Если на 1 января она составляла 4,6%, то на 1 мая — уже 5%. А на 1 июля она и вовсе достигла 5,2%. Если на 1 января объем таких кредитов составлял 334,4 млрд рублей, то на 1 июля — уже 434,5 млрд рублей.
При этом общая просроченная задолженность за этот же период, с января по июль, согласно данным ЦБ, увеличилась с 4 до 4,3%. Заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании «Совлинк» Ольга Беленькая считает, что данные по росту доли ссуд с просрочкой более 90 дней более показательны, чем просто просрочка. По ее мнению, они свидетельствуют о том, что мы находимся в начале процесса ухудшения ситуации. На волне кризиса 2008—2009 годов просрочка достигла своего пика не сразу, а спустя год — самые высокие данные были в конце 2009 года — начале 2010 года, напоминает эксперт.
Впрочем, по словам Белоуса, ситуация сейчас не столь серьезна, как в 2008—2009 годах. «Наблюдается стагнация в экономическом развитии, но нет повального сокращения персонала, как в кризисный период. Просто в погоне за наращиванием кредитных портфелей, которые приносят банкам больше маржинального дохода, были существенно ослаблены требования к заемщикам, упрощены подходы, и сейчас мы банально наблюдаем последствия этих решений», — объясняет эксперт.
Действительно, кредитование в последнее время развивается слишком высокими темпами. Согласно последним данным ЦБ, объем кредитов, предоставленных российскими банками физическим лицам, увеличился за январь — июль на 16,9%, до 9,04 трлн рублей. За июль рост кредитования составил 2,8%. Как признаются в СБ Банке, они нарастили розничный кредитный портфель с начала года более чем в два раза. «Но опять же это не показатель, мы вышли на этот рынок недавно», — оправдывается Белоус.
Впрочем, эксперты считают, что вряд ли в ближайшее время банки существенно снизят рост кредитования. «Доля плохих кредитов все еще заметно ниже чистой процентной маржи. То есть пока кредитные риски покрываются прибыльностью»,
— объясняет аналитик Райффайзенбанка Денис Порыва. По его словам, в ответ на ухудшение качества кредитов банки уже ужесточили критерии отбора кредитных заявок, в частности были понижены лимиты, что позволит затормозить накопление плохих долгов.
Однако кредитные организации могут пересмотреть свои подходы к рознице. По мнению советника председателя правления банка «Интеркоммерц» Елены Речкаловой, если до сих пор банки делали упор на кредитовании населения с низким доходами, что и привело к высокому показателю просрочки, то теперь они будут переключаться на клиентов со средним и высоким доходом. «Этот класс населения пока не закредитован, и это очень перспективное направление деятельности», — говорит Речкалова.
Эксперт «Русской школы управления» Кирилл Линник считает, что сейчас банкам стоит самим определить для себя приемлемый процент «токсичных» кредитов исходя из собственной ликвидности и проводить более открытую кредитную политику, а не по старинке обманывать клиентов мелким шрифтом в договорах.