«Роснефть» создает совместное предприятие с азербайджанской ГНКАР. Соглашение о сотрудничестве было подписано во вторник главами компаний Игорем Сечиным и Ровнагом Абдуллаевым в присутствии президентов Владимира Путина и Ильхама Алиева. Как говорится в сообщении «Роснефти», СП будет заниматься разведкой и добычей нефти и газа «в различных странах», в том числе России и Азербайджане. Кроме того, компании договорились о сотрудничестве в области маркетинга и продажи углеводородов и нефтепродуктов, а также о совместном использовании инфраструктуры (в частности, трубопроводов и терминалов).
«Сегодня подписаны соглашения, которые имеют перспективу на 15–20 лет, — отметил Владимир Путин. — Россия и Азербайджан — крупные международные игроки в энергетике; осуществляется взаимовыгодное двустороннее сотрудничество, осваиваются новые направления и форматы кооперации в сфере ТЭК».
В «Роснефти» отказались уточнять подробности заключенного соглашения. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев полагает, что в первую очередь речь идет о шельфе Каспийского моря. «На границе российского и азербайджанского секторов каспийского шельфа есть перспективный нефтегазоносный участок, — рассказывает Танкаев. — А в азербайджанском секторе — несколько потенциально интересных нефтяных месторождений, лицензии на разработку которых Азербайджан пока никому не выдавал».
Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков отмечает, что стратегия «Роснефти» подразумевает территориальную диверсификацию бизнеса, компания рассматривает участие в проектах по всему миру. «Следует также отметить, что у «Роснефти» очень хорошие отношения с западными мейджорами, работающим в нефтегазовом секторе Азербайджана, например с ВР. Так что российской компании будет с ними проще договориться и обеспечить поставки как нефти, так и газа, например, на европейский рынок», — говорит эксперт. При этом он напомнил, что Азербайджан активно выходит на европейский рынок газа — с месторождения Шах-Дениз-2 планируется поставлять в Европу через Турцию 10 млрд кубометров по газопроводу TAP.
В конце июля агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что «Роснефть» может приобрести долю в азербайджанском газовом месторождении Апшерон (запасы оцениваются в 1 трлн кубометров). На данный момент 40% Апшерона владеет ГНКАР, по 20% принадлежит французским Total и GDF Suez. «Коммерсантъ», также ссылаясь на источники, сообщал, что российская компания интересуется и долей в азербайджанском газовом проекте Шах-Дениз-2 (вторая очередь разработки месторождения Шах-Дениз, запасы которого оцениваются в 1,2 трлн кубов). Акционерами являются британская ВР (25,5%), норвежская Statoil (25,5%) ГНКАР, «ЛУКойл» и французская Elf (по 10%) и турецкая TPAO (9%). В ходе второго этапа участники проекта намерены добывать 16 млрд кубов газа в год, добыча должна начаться в 2017 году.
«ЛУКойл» не планирует продавать свою долю в проекте «Шах-Дениз», заявил глава компании Вагит Алекперов. «Нет. Точно нет», — цитирует Алекперова ИТАР-ТАСС.
«Не исключено, что «Роснефть» готовится начать поставки азербайджанского газа в Европу», — полагает директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко.
На сегодняшний день правом экспорта газа из российских компаний обладает только «Газпром». Однако в данном случае речь идет не о российском газе и не о российских трубопроводах. Впрочем, по мнению Мищенко, возможное вхождение «Роснефти» в азербайджанские газовые проекты — это, скорее, прицел на будущее. «Сейчас уже готовятся поправки к закону о газе, которые позволят независимым российским компаниям поставлять за границу сжиженный природный газ (СПГ), — напоминает эксперт. — Либерализация поставок трубопроводного газа — вопрос более дальней перспективы, возможно 5 лет. Но не исключено, что «Роснефть» начала готовиться заранее».
Есть и еще один стратегический момент. По словам Рустама Танкаева, Азербайджан со своим газом является прямым конкурентом для российского сырья на европейских рынках. «И с этим надо что-то делать, — говорит эксперт. — Например, оттянуть часть азербайджанского газа».