Федеральная антимонопольная служба заявляет, что из-за поведения нефтяников баланс действия спроса и предложения на топливном рынке нарушился. «С нашей точки зрения, действия нефтяных компаний, мягко говоря, не способствовали балансу спроса и предложения на рынке топлива», — цитирует ИТАР-ТАСС начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрия Махонина. По его словам, эти действия «надо проанализировать и тогда делать окончательные выводы». При этом чиновник отметил, что пока преждевременно говорить о новой волне антимонопольных дел.
Махонин заявляет, что на бирже был зафиксирован резкий рост цен на топливо, а спрос в три раза превысил предложение. «Внебиржевые трейдеры стали транслировать рост цен и на розничный сегмент, — говорит Махонин. — Был ли рост цен обоснованным или это было злоупотребление доминирующим положением — в скором времени ответ на этот вопрос нам даст общий анализ ситуации».
По данным Росстата, в период с 29 июля по 5 августа средние розничные цены на бензин выросли сразу на 1,4%, в то время как их рост за семь месяцев текущего года составил лишь 2,1%.
По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес», в период с 29 июля по 2 августа 2013 года средняя по России оптовая цена тонны бензина «Нормаль-80» выросла на 460 рублей, или примерно на 1,57%, тонна бензина «Регуляр-92» подорожала на 2065 рублей, или на 6,1%, тонна топлива марки «Премиум-95» стала стоить больше на 2288 рублей (около 6,3%).
Средние розничные цены, по данным «Кортеса», увеличились не столь значительно. Литр «Нормаль-80» подорожал на 7 копеек (около 0,4%), цена «Регуляр-92» выросла на 28 копеек (примерно 1%), «Премиум-95» подорожал на 30 копеек, или 0,94%.
В конце прошлой недели антимонопольное ведомство направило компаниям запросы по поводу роста цен.
По словам Махонина, к назначенному сроку (12 августа) ответили только «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. Нефтяники говорят, что рост цен в розничном сегменте не столь велик, чтобы вызывать беспокойство, и объясняют его целым комплексом причин: плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов, недопоставками топлива из Белоруссии, ростом акцизов с 1 июля.
В «ЛУКойле» «Газете.Ru» заявили, что компания в понедельник отправила ФАС ответ о причинах роста цен, и перечислили несколько из них. Так, помимо акцизов
на стоимость бензина повлиял рост топливных биржевых котировок. «Они выросли на 25%, — поясняет представитель «ЛУКойла». — В последние полгода цены росли очень медленно, отставая от темпов роста инфляции. Сейчас это несоответствие устранено. Условия абсолютно рыночные».
Что касается резкого увеличения спроса, собеседник «Газеты.Ru» объясняет его традиционным сезонным ростом потребления топлива в период отпусков.
В «Роснефти» говорят, что бесперебойное снабжение топливом внутреннего рынка является ключевым приоритетом для компании. «Весь объем автобензина и дизтоплива, соответствующих требованиям Технического регламента, «Роснефть» реализует исключительно на внутреннем рынке, — подчеркивают в пресс-службе компании. — Основу экспортных поставок составляют мазут и дизтопливо, не подлежащее реализации на территории РФ». По словам представителя «Роснефти», в текущем году госкомпания существенно увеличила поставки автобензина на внутренний рынок — рост составил 8%, или 421 тыс. тонн. Кроме того, «Роснефть» сформировала резерв моторного топлива, достаточный для удовлетворения планового спроса.
Однако источник в одной из ведущих российских нефтяных компаний говорит, что основной причиной роста цен являются спекуляции. «Ситуация на рынке стабильна, созданных резервов достаточно для удовлетворения планового спроса, а цены взвинчены искусственно», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
С этим согласен и глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко. По его словам, нефтяники хотели устранить финансовый недобор, возникший в первом полугодии, и компенсировать потери от увеличения акцизов.
«Спекуляция и бизнес вообще понятия идентичные, — говорит глава РТС. — Где готовы больше заплатить, туда и направляется топливо.
А профицитный стабильный рынок начал давить на цены». Так, по словам Сергиенко, доходность экспортных поставок была на 1,5—2 тыс. рублей выше, чем у внутренних, в результате часть объемов была перенаправлена на экспорт, что также повлияло на стоимость топлива.