Правительство упростит передачу прав на пользование недрами компаниям с иностранным участием. Поправки к закону «О недрах» предполагают, что право пользования участками недр федерального значения смогут получать компании, в которых иностранцы контролируют до 25% уставного капитала.
Сейчас лицензии на такие участки могут получать российские компании, которые принадлежат иностранцам не более чем на 10%. Правительство предлагает повысить и предельную долю представителей иностранных инвесторов в советах директоров претендующих на освоение особо важных российских месторождений компаний с 10 до 25%.
Правда, получить право пользования участком недр федерального значения иностранные на четверть компании смогут только после того, как военным и правоохранительными ведомствами будет признано, что наличие иностранцев не несет угроз обороне страны и безопасности государства.
К участкам недр федерального значения сейчас относятся участки с запасами нефти от 70 млн тонн, газа — от 50 млрд куб. м, золота — от 50 тонн, меди — от 500 000 тонн, а также содержащие уран, алмазы, никель, кобальт, литий, металлы платиновой группы, особо чистый кварц.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что изменения в закон «О недрах» подготовлены на основе решений «о мерах по стимулированию процесса геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России». Поправки, как предполагается, приведут закон в соответствие с нормами закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в котором повышение порога участия иностранцев в стратегических предприятиях с 10 до 25% было прописано еще в 2011 году.
В мае правительство ввело дополнительные послабления в порядок инвестиций в стратегические отрасли, которые ранее было необходимо согласовывать в специальной правительственной комиссии. В частности, отпала необходимость предварительного согласования сделок со стратегическими предприятиями и месторождениями для инвесторов, находящихся под контролем России, российских регионов или российских граждан. От предварительного согласования были освобождены также сделки с компаниями — пользователями стратегических месторождений, если до совершения сделок инвесторам принадлежало более 75% бумаг.
Правительственная инициатива может способствовать притоку прямых иностранных инвестиций, рассчитывают эксперты.
«Пакет 10% был недостаточен для компаний, рассчитывающих контролировать решения недропользователя, получать значительное участие в распределении прибыли и иметь возможность в дальнейшем продать свой пакет с премией», — говорит партнер King & Spalding Илья Рачков.
По его словам, именно приобретение стратегического пакета предполагает передачу иностранцами новых технологий, в том числе энергосбережения и добычи.
«Возможность увеличения доли иностранных инвесторов в управлении компанией с 10 до 25% в любом случае не дает им права принимать ключевые решения, что, в свою очередь, снижает привлекательность инвестирования для крупных игроков, — не согласен директор BDO в России Сергей Албу.
— В случае же получения контроля со стороны иностранного инвестора лимит в 25%, скорее всего, будет превышен, и придется получать заключения и одобрения правительственных органов, что несет в себе риски неполучения разрешений».
Предлагаемые инициативы со стороны бизнеса о внесении поправок, касающихся сквозных лицензий (на геологоразведку и на добычу), пока не нашли отражения в данном проекте, а у инвесторов в свою очередь нет уверенности, что при обнаружении запасов они смогут получить лицензию на добычу, добавляет он. Ранее Минприроды говорило о возможности компаний с иностранным участием автоматически конвертировать лицензию из разведочной в добычную при открытии месторождения золота с запасами больше 50 тонн, а также залежей алмазов и металлов платиновой группы, на чем настаивали и российские золотодобытчики.
Поправки могут затронуть не только иностранных инвесторов, но и компании с российскими владельцами, зарегистрированные за рубежом. В частности, это касается добытчиков драгметаллов, сменивших прописку с российской на лондонскую и джерсийскую — Polyus Gold и Polymetal.
Многие небольшие нефтегазовые компании-недропользователи также уже на 100% контролируются структурами, зарегистрированными в офшорах, то есть фактически иностранными компаниями, — например, «Эпсилон Энерджи», контролирующая несколько компаний, работающих в Коми, напоминает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Доля французской Total в «Новатэке» составляет 20%, а в капитале крупнейшей в мире компании «Роснефть» 19,75% принадлежат британской ВР, отмечает он. Танкаев не исключает, что формальное снижение ограничений может быть связано с планами крупных компаний по продаже части своих акций иностранным акционерам — например, к приватизации сейчас готовится «Роснефть».