Индия собирается бесплатно кормить 800 млн своих жителей. Парламент страны приступил к рассмотрению программы по субсидированию продовольствия для двух третей населения страны, сообщает Русская служба «Би-би-си».
В течение шести недель в рамках программы должен быть рассмотрен комплекс из более чем 30 законов.
Ключевой элемент программы – «закон о национальной продовольственной безопасности» — в случае принятия станет крупнейшей в мире схемой социального обеспечения и будет стоить налогоплательщикам почти $24 млрд в год. По этому закону правительство обязуется предоставлять ежемесячно каждому из 800 млн наиболее бедных индийцев по пять килограммов зерна.
Принятие данного закона по своему смыслу, казалось бы, противоречит бодрым реляциям Плановой комиссии Индии – органа, отвечающего за стратегию экономического развития страны. Согласно июльскому отчету комиссии число жителей, официально считающихся бедными, в 2011–2012 финансовом году составило около 250 млн, или 21,9% населения страны, снизившись с 400 млн, или 37,2%, в 2004–2005 финансовом году. Причем среди горожан, живущих за чертой бедности, оказалось только 13,7%.
По индийским стандартам черта бедности находится на отметке ежемесячного дохода в 816 рупий ($13,4) в деревне и в 1000 рупий ($16,4) в городе. Эти критерии постоянно критиковались оппозиционными политическими силами, и, приняв закон в полном объеме, власти тем самым вроде бы признают их правоту. По подсчетам содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, около 70% граждан Индии, подавляющее большинство которых подпадает под социальную программу, живут менее чем на $60 в месяц.
Такой необычно широкий охват получающих помощь (2/3 населения страны) продиктован политическими причинами, считают эксперты. На 2014 год в стране намечены парламентские выборы. В преддверии выборов обстановка в отдельных районах страны уже накалена до предела.
Так, решение верховного правительства о наделении народа телугу собственным штатом Телангана путем разделения штата Андхра-Прадеш вызвало на прошлой неделе беспорядки и протесты в его прибрежной части, Симандхре. Эксперты в Индии полагают, что, несмотря на то что телугу добивались большей автономии еще с 60-х годов, именно сейчас это решение принято правящей коалицией «Объединенный прогрессивный альянс», чтобы заручиться их поддержкой на выборах. Андхра-Прадеш находится на втором месте по числу направляемых в нижнюю палату парламента депутатов, а половина избирательных округов находится именно в Телангане, указывает колумнист индийского аналитического портала Firstpost.com Раджив Шарма.
Эксперт предупреждает, что этот прецедент может запустить цепную реакцию дробления других штатов. «Создание Теланганы неизбежно спровоцирует усиление требований о формировании новых штатов. Раздел Андхра-Прадеш станет примером для других движений, добивающихся создания новых образований — Бодоленда (Ассам), Горкхаленда (Западная Бенгалия), Видарбхи (Махараштра), Бунделханда (расположен частично в Уттар-Прадеш, частично в Мадхья-Прадеш), Харит-Прадеш (Уттар-Прадеш) и других. Индийская конституция при этом предусматривает механизм создания новых штатов на основе географической и лингвистической близости ряда районов», — заявил Шарма.
И этот процесс уже пошел. По сообщению РИА «Новости», в разных районах страны уже наблюдается активизация сторонников новых штатов. В Ассаме произошли столкновения с человеческими жертвами между сторонниками нового штата для народности карби и полицией. Сторонники Бодоленда также заявили, что усилят борьбу за отделение от Ассама. В Западной Бенгалии на 3 августа была назначена бессрочная акция протеста за отделение Горкхаленда. А одна из основных партий Уттар-Прадеш заявила, что штат необходимо разделить на четыре части, так как в нынешнем его состоянии им «трудно управлять».
Выборы могут быть объявлены уже в ноябре-декабре 2013 года, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, руководитель Центра восточных исследований Дипломатической академии Министерства иностранных дел России Андрей Володин. При этом экономика Индии застопорилась. Темпы ее роста упали и, видимо, будут падать до марта-апреля 2014 года, отмечает ряд авторитетных экспертов. Средний класс развивающихся стран сейчас – локомотив мировой экономики, но его развитие сейчас затормозилось, в том числе и в Индии, отмечает Володин. Принимаемая программа не направлена на стимулирование экономического роста и развитие среднего класса Индии, поскольку теперь активно голосует и индийская беднота, и принимаемые меры вызваны политической необходимостью.
«Законопроект повысит нагрузку на бюджет, увеличив его расходы на 7–8%», — предупреждает Бирг. Но на политической стабильности не экономят ни в одной стране, полагает Володин. Поэтому теперь пора применить ряд таких неортодоксальных мер, которые либералы назвали бы нерыночными, считает он.
Росту экономики способствовали бы рост производства того же зерна, развитие промышленности, новейших технологий. Но, как об этом напоминает Египет, политическая необходимость будет в ближайшее время преобладать не только в Индии, но и в других странах, предупреждает Володин.
При этом, поскольку данная мера явно рассчитана на предвыборную ситуацию, говорить о полном выполнении программы не приходится, рассуждает он. Но, как писал исследователь глобализации Самир Амин, если какой-то идеальный проект выполняется хотя бы на 30%, это можно будет считать успехом. Это уже будет движением вперед.
Выполнение программы, хотя бы частичное, вполне реально, считает Володин. Во-первых, есть резервные запасы зерна, во-вторых, существуют, правда, небольшие, ресурсы увеличения продуктивности посевов на северо-западе страны. Чтобы их реализовать, необходимо улучшить транспортную инфраструктуру, и здесь с Индией готов взаимодействовать Китай. Программа повлечет за собой и более активное взаимодействие Индии с государствами, производящими зерно – вероятнее всего, с тем же Китаем, а также странами Латинской Америки, южной части Африки.
Но, даже успокоив бедноту, Индия не решает своих экономических проблем, а лишь создает новые. «С помощью подобных мер социальной поддержки трудно снизить уровень бедности, так как они не решат главные фундаментальные проблемы экономики и общества, связанные с ее возникновением», — указывает Бирг.
«Зато в результате, возможно, не будет достигнуто запланированное ранее сокращение дефицита госбюджета в 2013–2014 годах ниже 5%, а произойдет его увеличение, вырастут инфляционные настроения. Это может оказать негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны в глазах иностранных инвесторов и, возможно, заставит рейтинговые агентства пересмотреть статус суверенных облигаций страны», — заключает аналитик.