Федеральная служба по тарифам предлагает закладывать затраты на строительство нефтепродуктопроводов в тарифы «Транснефти». Соответствующий проект постановления правительства ФСТ опубликовала в пятницу.
Причем затраты «Транснефти» на развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов будут включены не в тариф на прокачку нефтепродуктов, а в тариф на транспортировку сырой нефти.
«В первом случае стоимость прокачки нефтепродуктов резко возросла бы, — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. — А тариф по нефти вырастет незначительно».
Проект ФСТ предусматривает два варианта включения расходов на строительство труб в тарифы. Решение будет приниматься либо на уровне правительства на основании решений о строительстве новых мощностей, либо по соглашению с нефтяными компаниями. По словам Демина, именно второй вариант «Транснефть» рассматривает как основной. «Мы встречались с нефтяниками, они выразили заинтересованность, — говорит Демин. — Решение будет приниматься по каждому отдельному случаю индивидуально, по итогам переговоров с той или иной компанией».
По словам Демина, «Газпром нефть» заинтересована в расширении мощностей по поставкам нефтепродуктов на так называемое керосиновое кольцо Москвы (охватывающее московские аэропорты). И тарифы на прокачку нефти для «дочки» «Газпрома» будут увеличиваться на тех участках нефтепроводов, где превалирует именно сырье «Газпром нефти». Компания на запрос комментария не ответила.
Средств, которые «Транснефть» получает от «Транснефтепродукта» (нефтепродуктотранспортная структура «Транснефти»), по словам Демина, хватает только на поддержание работы уже существующих мощностей. «Основной бизнес «Транснефти» — это именно прокачка нефти, именно он дает ей большую часть доходов, — соглашается источник в одной из ведущих российских нефтяных компаний. — В связи с этим вполне логично, что именно в тариф на прокачку нефти будут закладываться расходы на строительство нефтепродуктопроводов». По словам собеседника «Газеты.Ru», сейчас для нефтяного сектора вообще выгодно строить именно трубы по прокачке нефтепродуктов. «Пора отходить от экспорта сырья», — говорит источник.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук также соглашается, что предложение ФСТ выглядит адекватно. Эксперт напоминает, что сейчас все компании проводят модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и в ближайшее время производство нефтепродуктов возрастет.
«Например, на данный момент в России производится около 70 млн тонн дизельного топлива и 12 млн тонн нефти в год, — рассказывает Полищук. — И уже сейчас примерно половина этих объемов не востребована внутренним рынком и идет на экспорт». После завершения модернизации НПЗ, по прогнозам эксперта, эти показатели вырастут примерно в два раза. И единственный выход — поставлять их за рубеж, а для этого нужны новые нефтепродуктопроводы.
Впрочем, как отмечает Полищук, время еще есть. «Вряд ли все компании успеют завершить модернизацию к концу 2015 года, как запланировано. Скорее, это будет в 2017–2018 году, да и то вряд ли модернизация будет стопроцентной», — полагает аналитик.
В июне против идеи строительства нефтепродуктопроводов за счет повышения тарифов на прокачку нефти выступала Федеральная антимонопольная служба. ФАС опасалась перекрестного субсидирования. Однако, как говорил ранее вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин, об этом можно было бы говорить, если бы требовалось субсидирование содержания существующей системы труб для нефтепродуктов. Но, по словам Гришанина, экономика «Транснефтепродукта» не требует субсидий и позволяет проводить текущие ремонты системы.