РЖД обсуждает с греческой компанией Gek Terna совместное участие в приватизации основного железнодорожного оператора Греции TrainOSE, сообщил президент ОАО Владимир Якунин. «Мы ведем сотрудничество с греческим правительством, изучаем обстановку, ведем сотрудничество с одной из крупнейших греческих компаний, которая в том числе строительством занимается, Gek Terna», — сказал глава РЖД. Ранее возможным партнером российского железнодорожного монополиста называлась Copelouzos Group.
Греческое агентство по приватизации HRADF 12 июля объявило о начале международного тендера на продажу 100% акций компании TrainOSE.
На приватизацию в ближайшие три года госактивов на сумму около 50 млрд евро и непопулярные меры по сокращению бюджетников власти страны были вынуждены пойти после масштабного финансового кризиса, по итогам которого сумма накопленного госдолга Греции превысила 260 млрд евро.
Железнодорожный оператор TrainOSE был основан в 2005 году как дочерняя компания Hellenic Railways Organisation (OSE). В 2008 году компания выделилась в отдельное юрлицо, но подвижной состав остался в собственности OSE. Приватизационная схема предполагает постепенный переход всей компании в частные руки. Процесс приватизации железнодорожного оператора пройдет в два этапа. На первом инвесторы должны заявить об интересе, на втором – представить обязывающие финансовые предложения. Первый этап заканчивается 16 сентября. В тендере на покупку TrainOSE могут участвовать компании с капиталом более 100 млн евро и фонды с капиталом не менее 200 млн евро. В случае участия в составе консорциума доля главного участника должна составлять не менее 34%.
По данным греческих СМИ, кроме РЖД к греческой транспортной компании проявляют интерес также французские, немецкие и американские компании. TrainOSE интересуются, в частности, французская SNCF, китайская COSCO, итальянская Trenitalia и немецкая Deutsche Bahn AG. Возможная оценка железнодорожного оператора официально не называется. Ранее РЖД называло стартовую цену в 30 млн евро.
По контракту с греческим правительством государство должно вложить в оператора 250 млн евро за 5 лет. Кроме этих 50 млн евро ежегодных поступлений, TrainOSE владеет рядом объектов недвижимости общей стоимостью порядка 110 млн евро, отмечает греческое издание ekathimerini.
Еще один привлекательный аспект для будущего собственника компании — недавно подписанный контракт с китайской Cosco и американской компанией Hewlett Packard о строительстве линии, связывающей порт Иконио в Пирее и хаб Фриасио в западной Аттике (Элевсинский залив).
Новый железнодорожный проект может создать предпосылки для того, чтобы Пирейский порт стал важным транзитным центром. Как предполагается, благодаря комбинированной перевозке морским и железнодорожным путем транспортировка товаров из Греции в Центральную и Юго-Восточную Европу сократится на десять дней.
Однако российские эксперты отмечают, что текущее финансовое положение РЖД не способствует вложению средств за рубежом.
«В период сокращения инвестпрограммы и дефицита средств на нее, а также сокращения издержек, в том числе на персонале, вкладывать средства в греческого траспортного оператора совершенно нецелесообразно, — рассуждает Игорь Николаев из ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). — Ожидать возврата средств в среднесрочной перспективе не приходится».
Дефицит инвестпрограммы РЖД до 2020 года составляет почти 2 трлн рублей. ОАО рассчитывает получить 300 млрд рублей до 2015 года из Пенсионного фонда через выпуск инфраструктурных облигаций, 260 млрд рублей должно поступить из бюджета, также компания рассчитывает занять 400 млрд рублей. Чистая прибыль российского транспортного оператора по российским стандартам бухгалтерского учета за первое полугодие сократилась более чем в 4 раза — до 8,2 млрд рублей.
По мнению гендиректора InfraNews Алексея Безбородова, РЖД, в случае приобретения доли в операторе, помимо собственно инвестиций придется потратиться на административные расходы по управлению греческой компанией. Кроме того, масштабы бизнеса TrainOSE невелики: фактически это субсидируемая правительством компания, а подавляющая часть грузоперевозок в Греции осуществляется автотранспортом, замечает он. По данным TrainOSE, ее ежегодные перевозки составляют 4500 тонн грузов и 15 млн пассажиров. (Для сравнения: грузоперевозки РЖД в прошлом году составили 1,4 млрд тонн. — «Газета.Ru»). Выручка греческой компании в прошлом году составила 83,3 млн евро.
Якунин в марте сообщал журналистам, что у РЖД есть заинтересованность в участии в приватизации железнодорожного оператора и портов в Греции. При этом глава российского монополиста отмечал, что компания планирует оплачивать возможные приобретения за счет заемных средств.
Позднее, в июне, он сообщил, что ОАО обсуждает возможность участия в приватизации греческих активов в составе консорциума с греческими и западными компаниями. Помимо TrainOSE железнодорожная монополия может поучаствовать в приобретении порта Thessaloniki (стоимость 100 млн евро) и ремонтной компании Rosco (стоимость10 млн евро).
Ранее российский «Газпром» отказался от участия в приватизации греческой газовой компании DEPA.