Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в четверг на заседании правительства обозначил основные препятствия для роста российской экономики и представил программу по его стимулированию.
Внешние ограничители Улюкаев видит в снижении темпов роста мировой торговли. Для России это означает «долговременную стагнацию и тенденцию к снижению экспортных цен со всеми вытекающими последствиями»,
сказал министр в четверг на заседании правительства.
«Мы вступили в полосу долговременного снижения глобальных темпов экономического роста. Особенно это видно по такому важному показателю, как мировая торговля. Она в течение ряда лет была драйвером роста — двукратное, вообще кратное превышение темпов роста торговли над темпами общего роста. К сожалению, этот период закончился, происходит сближение, происходит сегрегация мирового рынка. Торговые войны, валютные войны и общее снижение потенциала торговли — это долговременный фактор», — предупредил Улюкаев.
Внутри России единственным стимулом для экономики пока является рост доходов населения. Но это в первую очередь связано с ростом заработных плат бюджетников в рамках выполнения майских указов президента.
Другие показатели вызывают тревогу. Период восстановления российской экономики после кризиса закончился больше года назад, подчеркнул глава Минэкономразвития. Рост ВВП в первом полугодии 2013 года составил 1,7% по сравнению с показателями прошлого года. Безработица увеличивается последние три месяца, при этом падает загрузка производственных мощностей.
Промпроизводство показывает «практически нулевой рост», инвестиционная активность — отрицательную динамику. «Спад в области чистого экспорта — полоса тоже ниже нулевой отметки», — отметил министр.
В России среди факторов, ограничивающих экономический рост, Улюкаев назвал снижение конкурентоспособности отечественного бизнеса, «катастрофическое» снижение прибыли компаний в этом году (более чем на четверть), рост реального эффективного курса рубля, увеличение доли в ВВП издержек компаний, связанных с повышением тарифов естественных монополий и издержек на труд. «У нас только в самые кризисные годы — 2008 и 2009 — была выше доля», — сказал Улюкаев.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что глава Минэкономразвития не упомянул о других, не менее важных ограничителях темпов роста экономики. В их числе проблемы делового климата, несовершенство судебной системы, чрезмерное присутствие государства в экономике, раздутый бюджетный сектор и резкое сокращение малого бизнеса.
«В период роста сырьевых цен за деньги начинается борьба за то, чтобы быть ближе к государству. Бюджетный сектор раздувается, возникают тенденции к дополнительному росту кредитования, экономика разогревается, а потом наступает похмелье. И с этим сложно бороться. Улюкаев не упомянул, что замедление инвестактивности связано с деятельностью госкомпаний. (к примеру, «Газпром» снизил на 2013 год инвестпрограмму на 27,6% — до 705,41 млрд рублей. — «Газета.Ru»). Он не сказал о том, что резко сократился сектор малого бизнеса из-за удушающего налогообложения. Не сказал о том, что госсектор раздут и его необходимо приватизировать», — говорит Валерий Миронов, заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики.
Ограничивает рост экономики в первую очередь неутешительное состояние делового климата. Но предложения по его улучшению относятся к полномочиям других ведомств, которые формально за экономический рост не отвечают, сказал «Газете.ru» Александр Морозов, главный экономист HSBC Bank по России и СНГ.«Политический фактор не стоит сбрасывать со счетов. Восприятие политической ситуации в стране как комфортной для ведения бизнеса, безусловно, входит в число этих факторов», — отметил Морозов.
В четверг на заседании правительства рассматривались меры, предложенные Минэкономразвиия для стимулирования экономического роста.
Минэкономразвития предлагает обеспечить финансовую поддержку бизнеса, в том числе малого и среднего, в частности, создать федеральный гарантийный фонд в дополнение к уже существующей системе региональных фондов для малого бизнеса. Еще одна мера — использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для поддержки бизнеса. Улюкаев предлагает разработать критерии отбора проектов, которые могут претендовать на средства ФНБ и пенсионные накопления, повысить доступность банковских кредитов и совершенствовать механизмы государственно-частного партнерства.
Также среди мер продление льгот по уплате страховых взносов для малого бизнеса. Льготная ставка в 20% для этой категории предпринимателей была введена в 2012 году (ранее она составляла 34%), срок ее действия истекает в конце 2013-го.
Министр также предлагает облегчить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием и инфраструктурных монополий. В 2012 году заказы примерно на 700 млрд рублей получили именно компании малого и среднего бизнеса, заявил в четверг на заседании глава ФАС Игорь Артемьев.
По законодательству крупные лоты должны разбиваться на более мелкие — до 15 млн рублей, для того чтобы доступ к ним получили малый и средний бизнес. В 2012 году, по словам Артемьева, таких лотов было выставлено на общую сумму более 1,5 трлн рублей.
«Одну вторую этой суммы малые и средние компании получили без процентов, не через ссуды, не через кредиты, не через какие-то очень сложные и обременительные процедуры, связанные с банком, а напрямую за свои услуги в рамках государственного заказа», — отчитался Артемьев.
Есть предложение и для потенциальных инвесторов. Минэкономразвития предлагает предоставить льготы по НДФЛ для инвесторов, которые вкладывают средства на срок более трех лет в ценные бумаги российский эмитентов, торгующиеся на фондовом рынке.
«Упор на инфраструктурные проекты выглядит не совсем правильно, учитывая возможность падения цен на нефть. Все должно строиться, исходя из принципа самоокупаемости. Никаких соинвесторов не появится, если будет предполагаться дальнейшая господдержка этих проектов. Инвесторы негативно оценивают перспективы российского бюджета с учетом его социальной перегруженности»,
— говорит Миронов.
Экономист считает, что необходимо стимулировать возможность переезда людей из регионов с менее слабой экономикой.
«Нужны меры по переобучению людей, созданию рынка дешевого жилья, чтобы регионы с дефицитом трудовых ресурсов получали приток персонала из других регионов. И это позволило бы создать новый слой малых и средних предприятий», — считает Миронов.
Вызывает вопросы и мера по повышению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний, указал Морозов. Эта сфера столь непрозрачна, так что доступ к закупкам ничего не даст.
«В целом предложенные меры, за исключением использования средств ФНБ, можно приветствовать. Но рассматривать их в качестве шагов, которые способны серьезно подтолкнуть экономический рост, нельзя. Мы сталкивается со структурными ограничителями российской экономики. Если частные компании не хотят инвестировать, а госкомпании не могут, мы упираемся в тупик, из которого мерами кредитно-денежной и бюджетной политики выйти невозможно»,
— говорит эксперт.