Антимонопольный комитет Украины провел расследование на рынке продуктового ритейла. Результаты неутешительные: крупнейшие торговые сети по предварительному сговору завышали цены на продукты, требовали от поставщиков большой отсрочки платежей за товар, навязывали партнерам ненужные им услуги. Но пока украинцы надеются на то, что нарушителей накажут, юристы предупреждают: доказать вину ритейлеров будет очень непросто.
Под подозрение АМКУ попали сразу 18 сетей. Власти утверждают, что картель завышал цены на продовольственные товары в 2010—2011 годах. Разбирательство началось еще в мае прошлого года, и вот сейчас у ведомства якобы есть доказательства завышения цен крупными розничными компаниями, среди которых «Сильпо», «Фора», «АТБ-маркет», Auchan, «Фуршет», Metro C&C и другие. Все вместе они контролируют порядка 80% розничного рынка Киева.
Подробных официальных комментариев АМКУ по этому делу не дает. Из сообщения газеты «КоммерсантЪ-Украина» известно лишь, что комитет обвиняет ритейлеров в том, что те правила, которые они сообща придумали и которых негласно придерживаются, привели к росту розничных цен и ущемляют права поставщиков товаров.
В сообщении ведомства говорится, что, согласно данным Госстата, на протяжении 2010—2011 годов индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. В то же время в розничных сетях Киева цены в тот период выросли на 22—38%. Стоимость некоторых продуктов и вовсе резко подскочила тогда на 50—70%.
Почему это случилось? У АМКУ объяснение простое: ритейлеры навязывали поставщикам оплату дополнительных услуг (реклама, бонусы, проведение социальных акций), те соглашались с их условиями, но увеличивали на 5—10% стоимость своего товара. Всех все устраивало. Кроме того, сети договаривались между собой о том, что будут синхронно поднимать цены на одни и те же ключевые продовольственные товары.
Были также вопросы относительно отсрочки платежей при оплате продукции: порой она могла достигать 120 дней. Фактически поставщики без всяких процентов кредитовали своих партнеров, давая им возможность «прокручивать» свои деньги.
Сами ритейлеры, разумеется, обвинения в свой адрес отрицают. «Мы не превышали торговые наценки. Все изменения цен, которые имели место быть, были связаны с изменением закупочных цен у поставщиков», — говорят в пресс-службе компании АТБ. Примерно такие же комментарии дают и другие фигуранты документа АМКУ. Не хотят ругаться с партнерами и все отрицают и сами поставщики. Официально они заявляют о том, что никогда не сталкивались с проблемами, о которых говорят чиновники.
Хотя в неофициальных беседах тот факт, что сети иногда договариваются друг с другом об «особых условиях торговли» на какое-то время, признают практически все менеджеры. Сговор вообще расхожая стратегия развития на украинском розничном рынке. На один только маркетинг поставщикам пищевых продуктов приходится выкладывать сотни тысяч долларов в год. Плюс поставщикам приходится регулярно «подкармливать» товароведов и закупщиков крупных магазинов: деньги идут и на право размещения своего товара на «хороших» полках, и на то, чтобы весь ассортимент фирмы был на прилавке, и на то, чтобы в отдельно взятых конкретных магазинах не было продуктов конкурентов.
Украинское законодательство предусматривает наказание за картельный сговор в виде штрафа. Он может составлять до 10% от годовой выручки торговой сети.
Юристы, впрочем, говорят, что АМКУ в раскрытии этого дела и доказательстве вины ритейлеров придется очень сильно попотеть. Дело в том, что
прямых доказательств существования сговоров, копий документов об этом у регулятора нет.
А обвинять по подозрению в сговоре можно кого угодно: хоть парикмахерские, у которых в одинаковых районах практически одинаковые цены на услуги, предупреждают эксперты.
Не исключено, что в этом вопросе есть и тонкий политический расчет. Имидж правящей Партии регионов в связи с последними социальными скандалами на Украине серьезно пострадал, и, чтобы его восстановить за несколько месяцев до выборов мэра Киева, в ход могут пойти любые средства. Жалобы на дорогие продукты питания — одни из самых распространенных в украинской столице. Поэтому в качестве популистской подпитки электората торговые сети действительно могут признать виновными в суде. Аккурат под выборы.
В июне этого года, кстати, прецедент уже был. Антимонопольный комитет оштрафовал ассоциацию «Мебельдревпром» и ее четырнадцать участников на 419 млн гривен (порядка $52 млн) за «антиконкурентные согласованные действия». А в январе комитет умел добиться снижения цен на топливо от крупных сетей АЗС.
Тогда АМКУ обвинил нефтетрейдеров в завышении цен на нефтепродукты за счет чрезмерных торговых надбавок.