В понедельник Движение за права курильщиков начало сбор подписей в поддержку поправок в антитабачный закон, в закон о рекламе и Кодекс об административных правонарушениях. Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в силу с 1 июня, а поправки в КоАП и в закон о рекламе прошли процедуру второго чтения в Госдуме.
Курильщики приготовили полдюжины поправок.
В частности, они требуют восстановить право на оборудование изолированных мест для курения в гостиницах, общежитиях, аэропортах, на вокзалах, в поездах дальнего следования, на речных и морских судах, предоставить право регулирования курения на рабочих местах работодателям совместно с работниками и профсоюзными организациями и разрешить курение по усмотрению собственника в «курилках» при организации общественного питания.
Курильщики также намерены исключить из антитабачного закона нормы, позволяющие субъектам Российской Федерации вводить дополнительные ограничения на курение в общественных местах и в помещениях. Наконец, разрешить выкладку, рекламу и дегустацию табачной продукции в специализированных магазинах. Движение за права курильщиков грозится собрать миллион подписей в поддержку либерализации закона.
«Более 40 млн курильщиков вынуждены ежедневно нарушать закон, лишивший их мест для цивилизованного употребления табачных изделий. В результате новое законодательство не только не решает проблему курения в России, но и не защищает права некурящего населения», — говорится в обращении курильщиков к нации.
«Я готов подписать этот документ и прошу это сделать всех, кто хочет, чтобы у нас было здоровое общество. Потому что здоровое общество — это в первую очередь то общество, где люди уважают друг друга», — говорит сопредседатель движения, популярный актер и заядлый курильщик Михаил Боярский.
Движение за права курильщиков официально спонсируется табачной индустрией, в частности глобальной компанией «Филипп Моррис». «Я не сомневаюсь, что табачная индустрия соберет миллион подписей путем разнарядок для работников табачных павильонов, а также их родственников», — говорит Дарья Халтурина, эксперт Общественной палаты РФ.
Не удовлетворены антитабачным законодательством и в Минздраве. На своем официальном сайте министерство разместило для публичного обсуждения поправки, призванные ужесточить требования к табачной индустрии, к собственникам помещений, к продавцам сигарет, к производителям рекламы, к родителям. Минздрав предлагает повышение акцизов на табачную продукцию. В 2014 году акциз с пачки сигарет должен составить 30 рублей, в 2015-м — 52 рубля. Сейчас в Налоговом кодексе содержатся ставки в размере 20,8 рубля на 2014 год с пачки сигарет и 25 рублей на 2015 год. При реализации планов Минздрава минимальная стоимость пачки сигарет в следующие два года может составить от 90 до 120 рублей.
Этот показатель соответствует требованиям правительственной Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы. Согласно ей средний уровень налогообложения табачных изделий в России должен соответствовать уровню стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. После повышения акцизов цена пачки сигарет к 2015 году будет эквивалентна ценам на табак в таких странах, как Турция и Румыния, подсчитали в Минздраве.
Без повышения акцизов на табачную продукцию не могут быть исполнены указы президента, ставящие целью увеличение продолжительности жизни до 74 лет к 2018 году. По оценкам Министерства здравоохранения, вклад табакокурения в смертность сегодня составляет около 20%.
Повышение акцизов — самая эффективная мера по борьбе с табаком, уверен юрист Антитабачной коалиции общественных организаций Виктор Зыков. «Большая часть курильщиков в нашей стране, судя по проведенным опросам, бросили бы курить либо значительно сократили потребление табака при значительном повышении цен на сигареты», — говорит Зыков.
Кроме того, резкое повышение розничных цен на сигареты снижает привлечение новых курильщиков, то есть подростков.
Глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин напоминает о том, что акциз должен составлять не менее 50% минимальной цены пачки сигарет. Сейчас акциз составляет около 30% от цены пачки средней ценовой категории. По рекомендации ВОЗ акциз должен составлять 70% от цены.
Кроме того, Минздрав предлагает изменения и в КоАП, в частности установление ответственности (штрафы) для собственника за невыполнение обязанности по контролю за запретом курения в подведомственных помещениях и на территориях. Статья 8 Рамочной конвенции ВОЗ рекомендует налагать санкции на юридических лиц, если они не обеспечивают соблюдения запрета курения на своей территории, отмечает Зыков.
На родителей или воспитателей, уличенных в покупке детям сигарет, Минздрав предлагает налагать штраф до 3 тыс. рублей.
Ужесточить необходимо и спонсорство табачной продукции. Под спонсорским вкладом понимается «любой предмет, в том числе денежные средства, вложенные в событие, мероприятие или лицо, целью и (или) результатом которого является стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака».
Наконец, Минздрав настаивает на полном запрете рекламы табака. Тогда как в принятом Госдумой во втором чтении законопроекте запрет не касается отношений, связанных с доведением продавцом до покупателей информации о табачной продукции. По сути, это означает, что реклама в точках продаж будет разрешена. Между тем в соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением (РКБТ) каждая страна «в соответствии со своей конституцией вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий».
По данным Минздрава, отказ от полного запрета рекламы табака приведет к тому, что в России ежегодно будет на 20—30 тыс. смертей больше.
Позицию правительства о необходимости полного запрета рекламы подтвердил в октябре 2012 года в своем видеообращении премьер Дмитрий Медведев. Но поправки Минздрав предлагает вносить от лица президента России.
Противники ужесточения законодательства выдвигают традиционные возражения о том, что запреты якобы приведут к росту контрафакта. «Даже при настоящем уровне акцизов существует теневой оборот. Если акцизная вилка будет расти, нелегальный оборот увеличится в геометрической прогрессии», — говорит Дмитрий Шлаен, региональный координатор Движения за права курильщиков на Урале. Точных данных о теневом обороте табачных изделий не существует. По оценке Антитабачной коалиции, теневой рынок табака в России не превышает 1%.
По мнению Шлаена, проблему создает и мягкий акцизный режим у стран-соседей — Белоруссии и Казахстана. Подстраиваться под российскую акцизную политику члены Таможенного союза не собираются.
Предложение Минздрава штрафовать собственников помещений за курение будет способствовать росту коррупции в контролирующих органах и создаст дополнительные возможности для нечестной конкурентной борьбы, считает представитель табачного лобби. «Собственнику кафе или ресторана, офиса сложно контролировать всех посетителей заведения», — говорит Шлаен.
Антитабачная и антиалкогольная кампания, в том числе с помощью повышения акцизов, реализуется в России не первый год, отмечает Ксения Аношина, аналитик инвестиционной компании «Грандис Капитал». Но если на рынке алкоголя результаты очевидны: продажи алкогольных напитков в натуральном выражении ежегодно падают (продажи алкоголя в декалитрах сокращаются с 2008 года, а продажи водки — с 2004 года), то на табачном рынке не все так очевидно. «Эффект от повышения акцизов на табак будет виден не сразу, не за один год. Уменьшение курильщиков будет происходить в основном за счет молодежи и малообеспеченных граждан, которые наиболее чувствительны к ценам», — говорит Аношина.
Нельзя однозначно сказать, что ужесточение законодательства — это нарушение прав курильщиков, считает Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный». «Ущемление права на свободное курение, с одной стороны, косвенное, курильщик все равно найдет, где покурить, и он не лишен такой возможности, а с другой — защищает права тех людей, которые страдают от пассивного курения», — говорит Трапаидзе.
Табачные компании, представленные в России, традиционно заявляют, что не комментируют процесс принятия российских законов и готовы работать с любым действующим законодательством.