Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) направит 62 млрд рублей ($1,9 млрд) на строительство нового комплекса глубокой переработки. Инвестиции запланированы на 2016–2019 годы. Благодаря новому комплексу Московский НПЗ планирует повысить глубину переработки нефти до 98%, а выход светлых нефтепродуктов — до 82%.
Принадлежащий «Газпром нефти» МНПЗ обеспечивает около 40% потребностей московского региона в нефтепродуктах (еще около 40% приходится на «Роснефть» и недавно поглощенную ею ТНК-ВР, 20% — на «ЛУКойл»). Его мощность составляет 12,5 млн тонн. По итогам прошлого года предприятие переработало 10,67 млн тонн нефти, глубина переработки составила 67,7%. Выход светлых нефтепродуктов составил 55,5% (5,9 млн тонн), причем 2,23 млн тонн (38%) из них пришлось на бензин (в основном Аи-92 и Аи-95).
При сохранении объемов переработки и пропорций, новый комплекс позволит МНПЗ нарастить выход светлых нефтепродуктов до 8,75 млн тонн, а производство бензина, соответственно, вырастет до 3,32 млн тонн, или на 49%.
По оценкам центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес», емкость рынка автомобильного бензина московского региона в 2012 году составила 6,2 млн тонн. «Так как инвестиции запланированы на 2016–2019 годы, говорить о том, что МНПЗ потеснит кого-то с рынка, рано, — комментирует новость замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований «Кортеса» Александр Шкурин. — Емкость внутреннего рынка растет в среднем на 3–4% год к году, а баланс внутри региона, как и в целом по стране, зависит от многих факторов».
Источник в одной из ведущих российских нефтяных компаний сомневается, что топливо МНПЗ найдет потребителя в московском регионе. «Пока сложно сказать, вырастет ли количество автомобилей настолько, чтобы новые объемы стали востребованы, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Кроме того, новые крупные объемы подразумевают строительство новых мощностей по хранению, а этого не наблюдается». Источник не исключает, что Московский НПЗ будет поставлять бензин в другие регионы.
В любом случае рост производства бензина вряд ли приведет к снижению его цены. По словам главы Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, это связано в основном с налоговой нагрузкой. «Акцизы на бензин растут ежегодно, и растут намного более быстрыми темпами, чем компании наращивают глубину переработки нефти», — напоминает глава МТА. По данным МНПЗ, в прошлом году на акцизы пришлось 87% (20,4 млрд рублей) от общих налоговых выплат предприятия.
Однако основная цель увеличения глубины переработки не наращивание выпуска бензина, а повышение его качества по экологическим стандартам. Уже сейчас МНПЗ переходит на 100-процентный выпуск топлива стандарта «евро-5» (об этом предприятие сообщило в среду). До этого такое топливо в крупных объемах в России производил только «ЛУКойл». «При использовании такого топлива в двигателях 4-го и 5-го классов выбросы в атмосферу могут сократиться на 25%, — заявил гендиректор «Газпромнефть — МНПЗ» Аркадий Егизарьян в ходе посещения завода московским мэром Сергеем Собяниным. — По сравнению с классом «евро-3» по бензину содержание серы в 15 раз ниже, по дизельному топливу — в 35 раз».
По словам Алексея Кокина из ФК «Уралсиб», для компаний основная выгода от производства топлива по экологическим стандартам — репутационная. «Это повышает доверие к производителю, — говорит аналитик. — Маркетинговая кампания «ЛУКойла» во многом строилась именно на производстве высокоэкологичного топлива».