Долги по заработной плате могут стать основанием для банкротства предприятий. Инициировать банкротство cмогут работники предприятия. Соответствующий законопроект сегодня одобрило правительство.
Законопроект разработал Минтруд. Он предполагает внесение изменений в уже принятый федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Основные изменения заключаются в том, что теперь работники могут получить право инициировать дела о банкротстве предприятия — своего работодателя — в случае невыплаты заработной платы. В Минтруде «Газете.Ru» пояснили, что речь идет о долге по заработной плате за три месяца и больше.
Сейчас выплаты по зарплате не являются первоочередными, если предприятие банкротится. В законопроекте предлагается подвинуть выплаты долгов по зарплате вперед в этой очереди и внести их во вторую очередь текущих требований. Предлагается сначала выплачивать долги по зарплате не более 30 тысяч рублей за месяц, затем выплачивать долги по более крупным зарплатам. Из первой очереди выплат предлагается исключить требования по компенсации морального вреда.
Следующее изменение — увеличение срока давности по делам о невыплате заработной платы. Сейчас он согласно статье 4.5 КоАП составляет два месяца, законопроект предлагает увеличить этот срок до одного года.
По мнению главы Минтруда Максима Топилина, эти изменения стимулируют работодателей вовремя выплачивать заработную плату под риском банкротства.
По данным Росстата на 1 июня, долг по заработной плате в России составил 2,3 млрд рублей. В основном долги по зарплате приходятся на малый и средний бизнес, говорит Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики. Последние два месяца долги по зарплате сокращаются. Сейчас они почти на 700 млн рублей больше, чем по состоянию на 1 января. Но все равно находятся на относительно низком уровне по сравнению с пиковыми кризисными значениями в 8,8 млрд рублей (на 1 июня 2009 года).
Пока в регионах для воздействия на работодателя сотрудники используют акции протеста.
По данным Центра социально-трудовых прав, за первые пять месяцев этого года в России прошло 100 акций протеста работников. Из них 24% были организованы из-за долгов по зарплате,
сказал «Газете.Ru» ведущий специалист социально-экономических программ центра Петр Бизюков. Он не исключил, что к концу года доля акций протеста из-за невыплаты долгов увеличится примерно до трети от всех акций.
Новая инициатива с инициированием банкротства вряд ли окажется работающей. Она не спровоцирует волну банкротств предприятий и не сократит существенно долги по заработной плате, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
«Россияне предпочитают синицу в руках, боятся судов и по своей воле туда не ходят», — рассуждает Зубаревич.
Кроме того, есть опасения, что работники, воспользовавшиеся правом обанкротить работодателя, в итоге не смогут в будущем найти себе новую работу, полагает Наталья Тихонова, заместитель директора по научной работе Института социологии РАН и завкафедрой социально-экономических исследований Высшей школы экономики.
«Работник, который инициировал банкротство своего работодателя, скорее всего, не найдет работы на смежных предприятиях. Если это небольшой город, то для такого работника будут перекрыты абсолютно все пути,
— говорит она. — Кроме того, после завершения процедуры конкурсного управления и банкротства, после того, как будут удовлетворены требования кредиторов первой очереди, вероятность того, что до тебя что-то дойдет, крайне низка».
В осеннюю сессию законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Депутаты из профильного комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов осторожны в оценках законопроекта.
«Сама по себе идея о том, что если задерживается заработная плата, то работники могут инициировать вопрос о банкротстве, имеет право на существование. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. У нас иной раз бывает так, что на самом деле инициируют банкротство те, кто хотел бы уйти от ответственности и прикрытия своим банкротством», — говорит «Газете.Ru» член комитета по труду Михаил Тарасенко.
Наталья Зубаревич не исключает, что если поправки в ФЗ о банкротстве будут одобрены, то в российском законодательстве появится «лазейка для недружественного поглощения».
«Вам всего лишь надо договориться с двумя-тремя людьми и поглотить предприятие, которое испытывает временные трудности. Очень удобно, очень простой инструмент. Это касается только средних и малых предприятий»,
— уточняет она.
Сейчас на стадии общественного обсуждения находится еще одна инициатива Минтруда, которая по замыслу должна защитить права сотрудников предприятий-банкротов. Ведомство предлагает ввести новый вид обязательного социального страхования, который гарантирует получение зарплаты как минимум за три месяца. Страховщиком в случае банкротства предприятия будет выступать Фонд социального страхования. В Минтруде ранее поясняли, что сейчас обсуждается ставка страхового взноса для этого вида страхования на уровне 0,1—0,25% от фонда оплаты труда. Возможно повышение страховых взносов, но это «вопрос дискуссионный», заявлял «Газете.Ru» представитель министерства. Сейчас этот законопроект проходит стадию общественного обсуждения.
В бизнес-сообществе восприняли эту инициативу как «завуалированное повышение социальных взносов». Так ее прокомментировала глава комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова.