Российское правительство сняло гриф секретности с данных по запасам нефти и попутного нефтяного газа. Соответствующее постановление 5 июля подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Гриф секретности на данные о полезных ископаемых был наложен десять лет назад, причем под его действие подпадает не только нефть и попутный газ, но также природный газ, литий, кобальт, никель и особо чистое кварцевое сырье. Инициатором рассекречивания данных о полезных ископаемых стал президент Владимир Путин, назвавший постановление о секретности анахронизмом. В начале года Путин поручил правительству оценить целесообразность применения закона «О государственной тайне».
Министерство природных ресурсов, в свою очередь, заявило, что закон не только утратил актуальность, но и на сегодняшний день является невыгодным для страны. В частности, он тормозит привлечение иностранных инвесторов и мешает российским компаниям в некоторых случаях при международном аудите запасов.
«Рассекречивание запасов действительно будет способствовать привлечению в российский нефтяной сектор иностранных инвестиций, — говорит представитель крупнейшей в России независимой нефтяной компании, «ЛУКойла». — Разве можно вкладывать в неизвестность? Во всем мире данные о нефтяных ресурсах открыты».
Что касается запасов газа, то Путин говорил и о них, однако соответствующих документов пока не подписано.
Впрочем, в нефтяном секторе секретности как таковой не было и до того, как Медведев подписал постановление. Как ранее писала «Газета.Ru», общий объем запасов России несложно вычислить, ориентируясь на кривую добычи за последние 20–25 лет. Причем погрешность такого вычисления составит не более 5%. В упрощенном виде формула выглядит так: годовой уровень добычи составляет примерно 2% от запасов, но при этом необходимо корректировать итоговую цифру с поправкой на степень выработанности месторождений, темпов добычи и накопленную добычу за все время эксплуатации участка недр. А эти данные есть в открытом доступе.
Однако из-за того, что данные по запасам России формально являлись засекреченными, уровень запасов оценивается международными экспертами примерно на 30% ниже реального. Впрочем, здесь также играет роль классификация запасов.
Действующая в России система была принята еще в 1983 году, одним из главных ее недостатков по сравнению с западными аналогами является то, что она не учитывает экономику извлечения запасов и момент начала их разработки. Новая классификация запасов уже существует, она была разработана Минприроды еще в 2010 году, но до сих пор не применяется на постоянной основе.
«Крупные российские компании уже давно отчитываются по международной классификации, данные об их запасах публичны, — рассказывает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. — Однако по российской классификации подробные данные по запасам не публикуются, а кроме того, в России нет полноценного рынка геологической информации, что затрудняет доступ к информации мелких игроков». В этом свете, по словам эксперта, публичность данных будет только приветствоваться. Однако для привлечения дополнительных иностранных инвестиций это хоть и необходимое, но не достаточное условие.
«Большую роль в инвестиционной привлекательности играет тот факт, что по сути одна госкомпания («Роснефть») оказывает доминирующее влияние на весь сектор», — поясняет Крюков. Он напомнил, что крупные запасы нефти на сегодняшний день остались только на шельфе, а там, по действующему законодательству, имеют право работать только госкомпании, и, чтобы получить доступ к ресурсам, частники вынуждены обращаться именно к ним. «Рынок неконкурентен и ограничен», — указывает Крюков.
В «Роснефти» от комментариев отказались.