На совещании по развитию банковской системы в четверг Владимир Путин потребовал безотлагательного внедрения механизмов по стимулированию экономического роста. «Ситуация в экономике такова, что мы ждать не можем, тратить время на постоянное согласование позиций между ведомствами тоже контрпродуктивно, нужно действовать», — заявил Путин, затем детализировав свои требования к банкам и профильному регулятору отрасли.
Вклад банков в стимулирование экономического роста может заключаться в снижении маржи и последующего снижения процентов по кредитам бизнесу, считает президент.
«Мы должны выйти на конкретные решения по снижению процентных ставок для предпринимателей», — сказал Путин. Он выразил недоумение по поводу того, что в банковской сфере не действует конкуренция.
«Почему у нас не действуют механизмы конкуренции, о которых мы всегда говорим, когда обращаемся к проблематике подобного рода, почему здесь они не работают, хотя банков у нас 900? Может быть, потому что крупных банков всего четыре-пять и все они так или иначе связанны с государством и аффилированы с государством?» — спросил Путин.
В ряде зарубежных стран, в еврозоне, макроэкономические риски гораздо выше, чем в России, при этом банковские ставки значительно ниже, отметил президент и предложил разобраться, какие факторы «помимо естественного желания получить прибыль» подталкивают финансовые учреждения держать высокие ставки по кредитам.
Недовольство президента вызвало и стремление банков работать с крупными компаниями. Так проще и надежнее, но большие компании — это далеко не вся экономика, отметил Путин.
При этом проценты по кредитам для малого бизнеса на несколько процентных пунктов выше, чем для больших компаний. «Хотя нужно было бы наоборот», — дал ориентир президент. «Крупнейшие компании могут получить кредит и внутри страны, и за рубежом, но у малого и среднего бизнеса такого выбора нет, и, как правило, существуют проблемы с залоговой базой, с гарантиями», — сказал глава государства, напомнив, что за последний год темпы кредитования компаний сократились почти вдвое.
Но и перегибать палку в поисках снижения процентов по кредитам не следует. «Ничего в явочном порядке, административном, решаться не будет и не может», — заключил Путин.
Он попросил министра экономического развития Алексея Улюкаева, главу ЦБ Эльвиру Набиуллину и своего помощника по экономическим вопросам Андрея Белоусова разработать меры по совершенствованию механизмов кредитования малого бизнеса. «Послушайте, пора уже сдвинуть эту телегу с того места, где она находилась столько лет», — сказал Путин, порекомендовав им найти баланс между курсом на стабилизацию инфляции и повышением доступности заемных ресурсов.
Путин проводит серию совещаний по проблемам стимулирования экономического роста с апреля этого года. Повод для беспокойства — понижение прогноза по росту ВВП России в этом году с 3,6% до 2,4%. Несмотря на высокие цены на нефть, российская экономика замедлилась за первые пять месяцев на 1,8%.
К идее стимулирования экономического роста через ограничение банковских процентов Путин впервые обратился на совещании по экономическим вопросам 22 апреля в Сочи. На этом совещании председатель совета директоров банка МДМ Олег Вьюгин признал, что высокие банковские проценты тормозят экономический рост. По подсчетам Вьюгина, банки привлекают средства под 6–7%, то есть на уровне инфляции. «При этом в стоимость кредита для бизнеса банки закладывают риск в 3% и еще 4—5-процентную маржу. Это делают в первую очередь госбанки. В итоге минимальная ставка по кредиту для корпоративных заемщиков начинается с 14%», — сказал Вьюгин и предложил административно снизить маржу госбанкам, а частные банки потом сами снизят процент по кредитам. Его поддержал глава Минфина Антон Силуанов. Комментируя итоги совещания, он сказал, что «госбанки должны конкурировать за заемщика и в связи с этим снижать маржу».
Путин эту идею предложил проработать детальнее, поручив правительству до 19 июня представить предложения по снижению стоимости кредитования. К этой теме он вернулся еще раз на Петербургском международном экономическом форуме. Но банковское сообщество категорически против удешевления ставок и тем более регулирования ставок по кредитам при помощи индикаторов (с таким предложением выступал Андрей Белоусов, находясь на посту министра экономического развития). Основной аргумент против: за искусственное снижение ставок придется заплатить устойчивостью банковской системы. Такой точки зрения придерживается, в частности, глава Сбербанка Герман Греф.
Алексей Улюкаев до назначения главой Минэкономразвития также возражал против снижения ставок кредитования. Она составляет сейчас не 11–13%, а, по расчетам ЦБР, всего 10,2%. А ставка привлечения депозитов банками — до 9%. И банковская маржа, таким образом, совсем не велика, возражал Улюкаев.
Ключевой вопрос в снижении банковских ставок — замедление темпов инфляции, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
«Реальные процентные ставки сейчас выше, чем в предыдущие годы. И связано это с неуверенностью в том, что уровень инфляции снизился по объективным причинам: население воспринимает ее замедление как временное событие. Чтобы население было готово сберегать, банки повышают ставки по депозитам, то есть занимают деньги дорого», — сказала эксперт.
Еще один фактор неуверенности — замедление темпов экономического роста в России и в мире, добавляет Орлова.
Сравнивать ситуацию в российской банковской системе с западноевропейской нельзя, возражает Путину Орлова. «В странах ЕС уровень инфляции попадает в прогнозы центробанков по инфляции, на них ориентируются и бизнес, и население. В России население и компании этим прогнозам не очень доверяют», — говорит Орлова.
«А поскольку вопрос упирается в доверие, то быстрых решений по снижению ставок, кроме административных рычагов, я не вижу», — заключила эксперт.