«Роснефть» подписала с Федеральной налоговой службой соглашение, касающееся дочерних предприятий ТНК-ВР, 100% которой «Роснефть» приобрела в начале года. Речь идет о так называемом трансфертном ценообразовании при сделках между компаниями одной группы. Трансфертные (внутрифирменные) цены — стандартная практика крупных холдингов. Основная цель трансфертного ценообразования заключается в перераспределении финансовых потоков и оптимизация налоговых выплат. Традиционно дочерняя структура компании находится в офшорной зоне или просто на территории, где налоги ниже. В этом случае материнская компания занижает цены на поставляемую «дочке» продукцию, и налоги, соответственно, уменьшаются.
Соглашение с ФНС определяет порядок контроля над этими ценами. Оно призвано упростить и повысить прозрачность сделок купли-продажи нефти между «Роснефтью» и бывшими «дочками» ТНК-ВР. Как уточнили «Газете.Ru» в «Роснефти», соглашение касается шести «дочек» «Славнефти» (добывающий актив ТНК-ВР).
Источник, близкий к «Роснефти», пояснил «Газете.Ru», что пока речь идет о так называемых однородных сделках — тех, где условия ценообразования схожи. Но уже рассматривается вопрос заключения еще ряда соглашений по другим дочерним предприятиям.
Глава госкомпании Игорь Сечин отметил, что после консолидации активов ТНК-ВР «Роснефть» приняла решение снять риски налоговых претензий в отношении новых предприятий. По расчетам «Роснефти», соглашение позволит снизить эти риски на 10%.
Для компании это уже не первый опыт такого рода. В ноябре 2012 года она достигла аналогичного соглашения с налоговиками относительно собственных дочерних структур. Сечин в четверг отметил, что, по оценке экономистов «Роснефти», оно позволило снизить риск налоговых претензий на 4%.
Срок нового соглашения — один год, но оно подразумевает пролонгацию еще на два года, говорит источник «Газеты.Ru». Причем один год, по словам источника, предложила именно ФНС. «Это пробный шаг, — поясняет он. — По его результатам будет приниматься решение о продлении. Уже ведется работа по продлению срока первого соглашения еще на два года — опыт оказался успешным и устроил обе стороны».
Методика расчета трансфертных цен не раскрывается, но, по словам источника, они будут привязываться к котировкам агентства Argus. Эти котировки считаются эталоном цены на внутреннем рынке, и привязка к ним — стандартная практика. По данным «Газеты.Ru», после того, как «Роснефть» заключила ноябрьское соглашение, ее примеру последовали еще несколько российских нефтяных компаний первой десятки. И их методика расчета трансфертных цен также учитывала котировки Argus.
«Такие соглашения действительно снижают риски налоговых претензий, — комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — При отсутствии единого, заранее оговоренного подхода к расчету цен зачастую возникают разногласия: компания считает по одной методике и уверена, что ее цены вполне рыночные, налоговая служба — по другой». По словам эксперта, здесь присутствуют нюансы. Это не только базовая цена, принятая за основу, но и, например, транспортные расходы, которые каждый также оценивает по-разному.
Представитель «Роснефти» также отметил, что соглашение с ФНС позволит выполнить обещание вывести деньги ТНК-ВР из офшоров, которое ранее дал Сечин.
У ТНК-ВР весьма сложная и запутанная корпоративная структура, в которой присутствует ряд компаний, зарегистрированных на Кипре. В частности, «ТНК-ВР Холдинг», владеющая всеми производственными активами ТНК-ВР Ltd, принадлежит материнской компании не напрямую, а через цепочку из четырех фирм. Именно прозрачности при прохождении финансов через эту цепочку и пытается добиться «Роснефть», заключая соглашение о совместном с ФНС расчете трансфертных цен.
«Офшоры в структуре ТНК-ВР, скорее всего, вообще будут ликвидированы, — считает глава аналитического отдела ГК «Альпари» Александр Разуваев. — Очевидно, речь идет о консолидации 100% «Славнефти».
На сегодняшний день «Славнефть» принадлежит ТНК-ВР на 50%. Второй половиной владеет «Газпром нефть».
«Роснефть» намерена выкупить долю «дочки» «Газпрома», полагает эксперт. «Но перед тем, как провести сделку, актив надо подготовить, — поясняет он. — В первую очередь — избавиться от офшоров. Тем более что российские власти неоднократно говорили о том, что в госкомпаниях офшорных структур быть не должно».
По прогнозу Разуваева, 50% «Славнефти» будут выкуплены по рыночной цене ее основного актива — «Мегионнефтегаза», который обеспечивает компании практически всю добычу. На конец торгового дня в четверг такой пакет стоил 23,2 млрд рублей ($700 млн).