На совещании у президента Владимира Путина в среду обсуждалась проблема развития Московского авиаузла (МАУ), включающего три аэропорта (Внуково, Домодедово и Шереметьево), и создания на его базе современного транспортного комплекса.
«Мы не планируем на данный момент объединение имущественных комплексов или акций аэропортов в каком-то едином центре», — сообщил министр транспорта Максим Соколов по итогам совещания.
Создание авиаузла переносится не впервые. Схему объединения трех аэропортов инвесткомпания «Тройка Диалог» по заказу правительства просчитывала еще в 2010 году. В 2011 году Путин заявил об объединении двух столичных аэропортов — Внуково и Шереметьево, но это объединение не состоялось.
В прошлом году была создана рабочая группа по развитию МАУ во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Ей было поручено проработать все варианты создания единой — возможно, государственной — компании, объединяющей аэродромы и госдоли в аэропортах Москвы. Но рабочей группе не удалось проработать концепцию развития аэропортов в запланированные сроки. В июле прошлого года президент Владимир Путин поддержал предложение советника Игоря Левитина о создании инфраструктурной госкомпании, которая консолидирует федеральное имущество МАУ.
Позднее правительство провело конкурс в рамках подготовки стратегии развития Московского транспортного узла и в сегменте авиатранспорта были выбраны консультанты. Ими стал консорциум Lufthansa и российская юридическая фирма «Вегас-Лекс». Последняя представила к совещанию у Путина варианты развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. В «Вегас-Лекс» не комментируют предложения, внесенные на рассмотрение чиновников. Но, по неофициальной информации, известно как минимум о трех вариантах развития Московского авиаузла.
Первый вариант предполагает строительство взлетно-посадочной полосы в Домодедово и увеличение пропускной способности терминалов в Шереметьево и Домодедово. Второй — инвестиции в строительство терминалов в Шереметьево и Домодедово. По третьему варианту предлагается строительство двух новых полос за пределами авиаузла.
Тормозит объединение недостаточное финансирование. По подсчетам «Вегас-Лекс», в МАУ необходимо инвестировать 520 млрд руб. По оценке министра Соколова, не хватает 220 млрд рублей.
«Мы понимаем, что сегодня общая нехватка денежных средств, которые не запрограммированы в федеральной целевой программе, составляет порядка 220 млрд рублей, и эти средства мы должны будем в той или иной степени привлечь за счет внебюджетных источников», — сообщил министр в среду.
В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» в 2013–2016 годах на объекты МАУ планируется потратить 38 млрд руб. До 2017 года правительство планирует выход из капитала аэропортов Шереметьево и Внуково. Приватизация этих активов даст еще порядка 30 млрд рублей, оценивала Росавиация.
Точную сумму необходимых для развития МАУ инвестиций можно будет назвать, когда аэропорты заключат концессионные соглашения со стратегическими инвесторами в рамках развития каждого из аэропортов, а также будут привлечены внебюджетные источники, уточнил Соколов.
Несмотря на то что программа развития транспортной системы утверждена, вкачивать бюджетные средства в аэропорты власти не спешат — непрозрачна система владения собственностью.
«Вопрос прозрачности структуры собственности аэропортов при планировании объема работ является особенно важным — необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции и с известными бенефициарами», — потребовал Путин на совещании в среду.
Впервые эта тема прозвучала в связи с расследованием теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году. Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом, поручил найти истинных владельцев аэропорта. Как выяснилось, Домодедово владеет DME Ltd., зарегистрированная на острове Мэн. Бенефициаром 100% акций DME Limited является Дмитрий Каменщик. Однако позднее стало известно, что акции аэропорта были переведены на другую компанию.
Наконец, сдерживает развитие МАУ скептицизм частных инвесторов по поводу дальнейшего роста авиаперевозок в воздушной зоне МАУ. Как ранее сообщала «Газета.Ru», профильный ГосНИИ «Аэронавигация» оценивал максимальные возможности по пропуску пассажиров тремя аэропортами в пределах 920 тысяч операций взлет/посадка, или 90 млн пассажиров в год. Это на 60 млн пассажиров меньше, чем предусматривалось планами по развитию наземной инфраструктуры Домодедово, Шереметьево и Внуково до 2025 года.
Если пропускная способность аэропортов расти не будет, частные собственники постараются поднять стоимость авиабилетов. При рентабельности авиакомпаний на уровне 1–1,5% повышение тарифа будет полностью переложено на пассажира, то есть приведет к увеличению стоимости билета, отмечали ранее консультанты из Lufthansa Consulting.
Президент, однако, считает неприемлемым перекладывание расходов по созданию Московского авиаузла на пассажиров. «Перекладывание понесенных затрат на плечи пассажиров недопустимо... Нужны понятные источники финансирования, с тем чтобы на плечи людей это не перекладывать», — резюмировал Путин на совещании.
Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт» считает, что правительству при выборе стратегии развития МАУ нужно определиться: хочет ли оно в первую очерердь эффективной отдачи от госинвестиций или готово отдать авиаперевозки в руки бизнеса. «Если в приоритете будет первый вариант, тогда нужно создавать госкомпанию, МАУ должен стать локальным (в пределах России) монополистом и выходить на западный рынок аиваперевозок. В этом случае госинвестиции отобьются быстрее», — считает Пантелеев.
Если правительство ставит задачу просто не допустить коллапса перевозок и готово минимально поддерживать частных инвесторов, способствовать развитию конкуренции между аэропортами, тогда МАУ не нужен, отмечает эксперт.