Государство рассчитывает в 2014—2019 годах собрать 5,1 трлн рублей имущественного и земельного налогов. С 2014 года и до 2018 года регионы должны постепенно переходить на новый расчет налога на имущество физических лиц (земли и недвижимости) исходя из его расчета по кадастровой стоимости. Несмотря на новое исчисление налога, темпы роста поступлений от него незначительны — 2—11% в год.
Но для развития единой системы государственной регистрации прав и кадастрового учета, которая повысит сборы, необходимо 62,8 млрд рублей, говорится в проекте федеральной целевой программы, разработанной Минэкономразвития. В частности, ведомство предлагает объединить реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и кадастр (ГКН).
Кадастр создавался в 2006—2012 годах, напоминает Минэкономразвития. На это было заложено финансирование в размере почти 52,9 млрд рублей.
Администрированием налогов занимается ФНС, а реестры ведет Росреестр. Теперь необходимо создать единую систему мониторинга сбора налога на имущество физических лиц, объясняют в Минэкономразвития.
Нынешняя система учета может негативно сказаться на эффективности сбора налогов, говорится в пояснительной записке к документу. В июне Счетная палата сообщала, что «проблема разрозненного учета земельных участков и объектов капитального строительства в настоящее время решена».
В ЕГРП доля электронных записей об объектах недвижимости составляет всего 7,2%. Через Интернет Росреестр оказывает всего лишь 5% услуг. При этом среднее время ожидания в очередях в его отделениях — около часа.
Развитие кадастровой базы будет происходить одновременно с введением нового расчета налога. Для жилых помещений это будет 0,1% (за вычетом 20 кв. м), для земли сельхозназначения и дачных участков — 0,3%. За имущество (землю и дома) стоимостью свыше 300 млн рублей придется платить повышенную ставку. Разработанные Минфином поправки предусматривают и сборы с объектов незавершенного капитального строительства. Как пояснили в Росреестре, условия для формирования налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц созданы во всех регионах. Но результаты оценки не утверждены в шести регионах – Татарстане, Кабардино-Балкарии, Ленинградской области, Дагестане, Тверской области, Марий-Эл. «В указанных субъектах Российской Федерации на сегодняшний день налоговая база для исчисления налога на недвижимость не может быть сформирована», — отметили в ведомстве.
Замглавы Минфина Леонид Горнин говорил, что в Москве налог на 50-метровую квартиру составит 5—5,5 тыс. рублей. В ведомстве рассчитывают, что завышенные цены на квартиры в городах-миллионниках снизятся.
Согласно данным Минэкономразвития, в консолидированный бюджет от земельного и имущественного налогов в 2012 году поступило 694 млрд рублей. Ведомство рассчитывает, что в 2019 году этот показатель увеличится на 51%. По оценке Счетной палаты, поступления от земельного и имущественного налогов за 2006—2012 годы — 3,345 трлн рублей.
Таким образом, ежегодные поступления должны превысить 1 трлн рублей. «К концу 2019 года в результате реализации мероприятий программы должно быть дополнительно собрано около 930 млрд рублей», — отмечается в документе.
Минэкономразвития обещает увеличение поступлений не только за счет налогов, но и за счет сдачи в аренду государственной земли: на вложенный в единую базу данных 1 рубль может быть получено до 4 рублей от аренды. Еще один резерв — повышение собираемости штрафов за нарушение земельного законодательства.
Развитие системы кадастра необходимо не только для учета государственной земли и сбора налогов с граждан. Минфин предлагает до 2018 года перейти к уплате налога на имущество организаций также из расчета его кадастровой стоимости. Для этого чиновникам придется оценить и занести в ГКН офисы, заводы, другие сооружения и линейные объекты (например, трубопроводы).
Основная цель мероприятий ФЦП — повышение гарантий прав собственности и защита прав потребителей государственных услуг, сказали «Газете.Ru» в Росреестре. В ведомстве отметили, что свыше 17 млрд рублей необходимо на проведение работ по перекомплектованию и переводу в электронную форму правоустанавливающих документов и кадастровых дел.
По расчетам ведомства, в результате административные барьеры, временные и финансовые издержки потребителей и коррупционная составляющая должны снизиться, а инвестиционная привлекательность отрасли, оборот недвижимости и налогооблагаемой базы — повыситься. Что автоматически должно привести к увеличению доходов бюджетов всех уровней. «Необходимо понимать, что организация учета созданных в рамках прежней подпрограммы информационных систем и обеспечение их эффективного функционирования для нужд населения — разные задачи», — уточнили в Росреестре.
Сейчас в едином кадастре недвижимости есть записи о более чем 140 млн земельных участков, зданий, сооружений и частей помещений. В публичном доступе есть данные о 70 млн объектов.
По некоторым данным, к введению нового порядка исчисления имущественного налога готовы не более 12 российских регионов,
говорит директор юридического департамента Blackwood Евгений Зимин. Он напомнил, что ранее тогда еще глава Минэкономразвития Андрей Белоусов называл Москву, Татарстан, Нижегородскую область и ряд других регионов. «Необходимо отметить, что срок введения нового налога даже в первоначальном проекте был установлен с 1 января 2014 года, то есть на проведение кадастровых работ отводилось достаточное время. Однако, согласно последним установкам, указанный срок отодвинут на 1 января 2018 года», — уточнил юрист.
По его словам, слияние баз кадастра и ЕГРП должно облегчить жизнь землевладельцев. «Несмотря на то что кадастровые палаты в настоящее время структурно входят в состав Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на деле кадастровые службы фактически являются самостоятельной организацией, самостоятельно осуществляющей свои функции, что, несомненно, отражается на собственниках недвижимости», — поясняет Зимин. В результате для регистрации земельного участка нужно осуществить его кадастровый учет (или получить паспорт), то есть обратиться в кадастровую палату, а потом — в регистрационную службу. В случае объединения реестров должен быть реализован принцип «одного окна». А перечень нужных справок должен сократиться, так как ведомства перейдут на электронный документооборот, надеется Зимин.