В среднесрочной перспективе не приходится ожидать проведения структурных реформ, которые могут стимулировать экономический рост. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's, подтвердившие долго- и краткосрочные рейтинги России, оставив прогноз стабильным. По обязательствам в иностранной валюте рейтинг остался на уровне BBB/A-2, в иностранной валюте — BBB+/A-2.
Сырьевая зависимость, а также «слабые политические и экономические институты, подрывающие конкурентоспособность экономики и обусловливающие неблагоприятный инвестиционный и деловой климат» — главные негативные факторы, сдерживающие российские рейтинги.
«Владимир Путин… сохраняет жесткий контроль за происходящим в стране, и мы не видим серьезных угроз устойчивости его правления до окончания срока президентских полномочий, несмотря на гражданские акции протеста, начавшиеся в декабре 2011 года», — указывают аналитики.
Если в прошлые годы российская экономика находилась на подъеме за счет бума нефтяных цен, то сейчас темпы ее роста снижаются. Прогноз S&P на 2013 год – +2,5% — чуть выше оценки Минэкономразвития (+2,4%). Но на следующую трехлетку аналитики агентства смотрят более пессимистично: диверсификации не ожидается, внутренний спрос падает, а на рынке труда практически нет свободных рук.
Прогноз по росту ВВП России в 2014–2016 годах – 3% в год. Правительство России рассчитывает на 3,7%, 4,1% и 4,2% соответственно.
Инфляцию же в ожидаемых правительством коридорах сдержать не удастся, свидетельствует оценка агентства. Минэкономразвития рассчитывает в 2014–2016 годах на 4–5% в год, S&P прогнозирует 6%, 5,5% и 5,5% соответственно.
Россия накопила «подушку безопасности», поэтому колебания цен на нефть незначительно сказываются на бюджете. «Доходы от сырьевого сектора экономики в целом останутся стабильными в номинальном выражении, в результате чего будет наблюдаться постепенное ухудшение баланса бюджета расширенного правительства до небольшого дефицита в размере 1,7% ВВП к 2016 году, что соответствует среднегодовым изменениям объема долга расширенного правительства в размере 1,8% ВВП в 2013–2016 годах», — говорится в обзоре S&P.
Замедление экономического роста уже заставило Минфин пересмотреть прогнозные параметры бюджета на следующие три года, а также предложить сокращение расходов. Если такое урезание трат будет, то в 2014 году дефицит бюджета, по расчетам Минфина, может составить 0,56% ВВП (ранее было 0,19%), в 2015–2016 годах – 0,7% и 0,8% соответственно.
В S&P ожидают также быстрого роста импорта, в результате чего профицит счета текущих операций сойдет на нет к 2015 году, говорится в обзоре. Минэкономразвития, напротив, прогнозирует снижение темпов роста и импорта, и экспорта, но с сохранением профицита.
Риски увеличения бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе увеличились, что требует активизации мер со стороны правительства по рационализации и увеличению эффективности бюджетных расходов, согласен руководитель аналитического департамента Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Но предпосылки для повышения рейтингов России есть, говорит он. «Основой для этого станет сохранение курса на укрепление экономических правил, таких как бюджетное правило, а также курс на таргетирование инфляции и большая гибкость обменного курса. Кроме того, снижение инфляции, а также ускорение темпов экономического роста могут еще больше улучшить макроэкономический фон для повышения суверенного рейтинга», — считает эксперт. По его словам, с точки зрения экономических факторов рейтинги России должны быть выше, чем, например, Италии, одну из главных проблем которой составляет высокий внешний долг.
На повышение рейтингов надеются и в правительстве. Согласно госпрограмме «Управление государственными финансами», к 2016 году долгосрочный кредитный рейтинг России по шкале Fitch и S&P должен подняться на две ступени (до уровня А), Moody's — на одну ступень (А3). Для продвижения рейтингов Минфин нанял консультанта – инвестбанк J.P. Morgan Group.
Прогнозировать уровень дефицита бюджета на ближайшие годы пока преждевременно, указывает макроаналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. «Минфину предстоит большая работа, чтобы удержать дефицит в 2014–2016 годах в пределах допустимого бюджетным правилом 1% ВВП, не причинив ущерба ни госинвестициям, ни пенсионной системе», — комментирует она. По словам экономиста, сохранить изначальную структуру расходов бюджета нет возможности: стимулирование экономики требует финансирования.