Стоимость золота в ходе торгов четверга достигла рекордно низкого значения за последние два с половиной года — $1319,76 за тройскую унцию, сообщает Bloomberg. Золото с немедленной поставкой подешевело на 3,4% — до минимума с 30 сентября 2010 года. Цена драгметалла с поставкой в августе на нью-йоркской площадке Comex упала на 5,1% — до $1303,3 за унцию. Стоимость серебра снизилась в ходе торгов в четверг на 6,2%, до $20,0845 за унцию — минимума с 14 сентября 2010 года.
Такой спад обусловлен заявлениями главы ФРС Бена Бернанке о грядущем сокращении объемов выкупа активов с рынка в течение года в случае дальнейшего улучшения экономической ситуации в США.
Бернанке заявил, что если восстановление экономики будет идти своим курсом, то ФРС начнет сокращать покупки активов позже в этом году и может завершить их в середине 2014 года. По его словам, курс денежно-кредитной политики не определен заранее и будет зависеть от поступающих экономических данных. Тем не менее Бернанке сказал, что «пройдет еще какое-то время», прежде чем ФРС прекратит покупать облигации.
Цена на золото отреагировала «плохо», констатирует в обзоре аналитик Numis Securities Кэйли Баркер, которого цитирует Bloomberg. — Мы находимся «между молотом и наковальней» — поддержка ФРС уже практически не оказывает эффекта, но сворачивание помощи может вызвать крайне негативную реакцию». «Инвесторы не видят инфляции и не видят необходимости в покупках золота», чтобы защитить свои деньги от рисков со стороны фондовых рынков, добавляет Адам Клопфенсайн, старший рыночный стратег-аналитик Archer Financial Services.
«Люди ищут дохода от своих вложений, а не безопасности», — говорит директор подразделения Linn Group Ира Эпштайн, которую цитирует WSJ.
Цены на золото, которое издавна считается не только предметом ювелирного и промышленного спроса, но и популярнейшим финансовым инструментом, стабильно росли последние 12 лет.
В 2011 году цены на золото поднялись до рекордных максимумов, почти достигнув отметки в $2000 за унцию на фоне мягкой денежно-кредитной политики ФРС.
В то время многие инвесторы опасались, что миллиарды долларов, предназначенные для стабилизации финансовой системы после кредитного кризиса 2008 года, могут спровоцировать рост инфляции. Однако медленное восстановление экономики США в последние полтора года и ослабление опасений в связи с проблемами суверенного долга в Европе, а также укрепление на фондовых рынках США привлекли внимание к более рисковым активам, что омрачило перспективы золота. По-настоящему черный период для металла наступил этой весной, буквально за несколько дней в апреле цены упали сразу на $200 за унцию.
Американский миллиардер и инвестор Джордж Сорос в начале апреля заявил, что золото «больше не является тихой гаванью для инвесторов». Его инвестиционный фонд Soros Fund Management в конце марта на 12% сократил свои вложения в золото.
Параллельно инвесторы переводили деньги в акции — ключевой американский фондовый индекс Dow Jones Industrial в марте достиг нового исторического рекорда, преодолев докризисные отметки 2007 года.
Главным разочарованием последних двух месяцев для золотых «быков» стало отсутствие положительной реакции со стороны золотых котировок на ослабление американской валюты. С конца мая индекс доллара упал на 4,5%, однако цены на золото за это время не только не выросли, но снизились на 2%. Обычно золото позитивно реагирует на падение доллара: когда в третьем квартале прошлого года индекс доллара упал на 7%, золото подорожало на 12%, то есть почти на $200 — до $1790 за унцию.
С начала года золото подешевело на 22%. Отток инвестиций из золотых ETF-фондов в этом году уже превысил 500 т, что эквивалентно 20% мировой добычи. Однако ставить на золоте крест пока рано, говорят эксперты.
«Пока нет очевидного и длительного улучшения в экономике. Ситуация неопределенная — будет рост или падение. Это напоминает 2008 год: когда начинался кризис, золото тоже падало в цене, — напоминает Олег Петропавловский из БКС. —
Если ситуация со сворачиванием помощи со стороны ФРС ухудшится, золото может вырасти в цене в качестве «спокойной гавани» в момент перипетий».