С 11 июня Банк России снижает кредитные ставки по отдельным операциям на 0,25 п. п. Фиксированная ставка РЕПО (займов под залог ценных бумаг) и ставки по ломбардным аукционам и аукционам РЕПО на 1 год снижены до 7,25%; по кредитам, обеспеченным золотом, на срок от полугода до года — до 7,25%. Ставка по кредитам, обеспеченным нерыночными активами на срок от полугода до года, уменьшена до 7,5%.
При этом, как сообщает департамент внешних и общественных связей банка, ЦБ «принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по основным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности». Ставка рефинансирования осталась нетронутой — на уровне 8,25%.
Все параметры предоставления ликвидности, по которым снижены ставки, относятся к самым долгосрочным кредитам Центробанка. Таким образом, разница в проценте между «короткими» и «длинными» деньгами для коммерческих банков (правда, не по всем видам операций) чуть уменьшилась.
ЦБ объясняет, что хочет помочь национальной экономике.
«Динамика основных макроэкономических индикаторов указывает на сохранение низких темпов роста российской экономики.
Годовые темпы прироста промышленного производства остаются невысокими, продолжается снижение объема инвестиций в основной капитал»,
— сокрушаются в банке. И считают, что это решение «будет способствовать усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики». Иными словами, сможет способствовать экономическому росту.
Снижение ставок противоречит задачам Центробанка по поддержанию устойчивости национальной валюты. Весь предыдущий месяц инфляция в России оставалась выше «целевого диапазона» самого Центробанка и к июню 2013 года достигла 7,4% годовых. За последние две декады и национальная валюта по отношению к доллару упала уже более чем на рубль.
Это необычная для нынешнего главы Банка России Сергея Игнатьева позиция. И последнее решение в качестве главы Центробанка, 24 июня он сдает свои полномочия. Ранее в подобной ситуации Игнатьев всегда делал однозначный выбор в пользу сдерживания инфляции и падения курса рубля. И вот уже второе заседание совета директоров подряд ЦБР принимает осторожное решение в прямо противоположном направлении.
Официально Банк прогнозирует, что «при текущей направленности денежно-кредитной политики, а также при отсутствии негативных шоков на рынке продовольствия темпы инфляции вернутся в целевой диапазон во втором полугодии 2013 года».
«Если задача — экономический рост, то ЦБ лучше продолжать снижать ставки», — соглашается заместитель директора инвестиционно-торгового департамента Абсолют- банка Андрей Зайцев. Но радужный прогноз потребительских цен рискует не сбыться именно из-за проблем национальной валюты. «Вопреки официальным ожиданиям
мы можем получить не ослабление, а усиление инфляции во второй половине года из-за удорожания импорта в результате ослабления рубля»,
— предупреждает начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт» Сергей Суверов.
ЦБ находится между Сциллой высокой инфляции и Харибдой низких темпов роста. Попытка стимулировать экономический рост монетарными методами, то есть вливанием ликвидности в банковскую систему, чревато инфляционным всплеском. В то же время ограничение денежного предложения для обуздания роста цен объективно снижает доступ банков, а значит, и предприятий реального сектора к дешёвым деньгам и не способствует росту.
«Контроль инфляции и экономический рост — задачи взаимоисключающие, — напоминает Зайцев. — Это вопрос баланса этих мер и приоритетности». Но в нынешних условиях такая раздвоенность чревата тем, что будут «провалены» оба задания.
С одной стороны, «влияние решения ЦБ на реальные финансовые процессы весьма ограничено, так как действовавшие ставки ЦБ были выше реально рыночных», замечает Суверов. По его словам, «после снижения долгосрочных ставок они просто стали ближе к рыночным». «Изменение ставок не окажет сильного немедленного влияния на рынок, потому что эти ставки не являлись основным инструментом рефинансирования», — добавляет Зайцев.
С другой стороны, Банк России – не панацея и для борьбы с инфляцией, рассуждает Суверов. «С этим злом надо бороться комплексно, в том числе через поддержку конкуренции и ограничение роста тарифов естественных монополий», — заключает он.
Тем не менее ЦБ не собирается сдаваться. «Банк России продолжит мониторинг инфляционных рисков и рисков торможения экономики. При принятии решений Банк России будет ориентироваться на цели по инфляции и оценки перспектив экономического роста», — подчёркивается в заявлении департамента внешних и общественных связей. Очевидно, что если его прогнозы не будут скорректированы, снижение процентных ставок по некоторым видам кредитования будет продолжено.
Следующее заседание совета директоров Центробанка, на котором снова можно будет пересмотреть какие-либо параметры денежно-кредитной политики, состоится в первой половине июля. И проводить его будет уже избранная глава Центробанка Эльвира Набиуллина.