Объем средств, размещенных предприятиями в банках, увеличился за январь — апрель текущего года до 16,13 трлн рублей, или на 3,4%, говорится в официальной статистике Центробанка. С марта по апрель компании увеличили объем денег на банковских счетах на 283 млрд рублей, или на 1,73%. Объем расчетных счетов компаний почти не изменился: предприятия предпочли разместить деньги во вклады, которые выросли за месяц на 6,7%, превысив показатель в 10 трлн рублей.
Статистика ЦБ не отражает всей картины в реальном секторе: в свою выборку регулятор включает счета всех организаций, в том числе крупных бюджетополучателей и госкорпораций, говорит научный сотрудник Центра развития ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. Для того чтобы проанализировать ситуацию с накоплениями компаний нефинансового сектора, необходимо исключить из выборки бюджетные и финансовые организации, объясняет он.
При таком анализе оказывается, что депозиты компаний выросли за апрель чуть умереннее — на 4,3%, а остатки на расчётных счетах за месяц даже сократились на 5,5%. В результате объём средств предприятий реального сектора, которые можно считать избыточными, подскочил почти до 1,4 трлн рублей, говорит экономист.
«Динамика доли депозитов в общих средствах предприятий показывает, что деньги у них есть, но они им не нужны, ибо нет дополнительного платежеспособного спроса на продукцию», — объясняет Мирошниченко.
Спроса, может быть, и нет, но в том, что он платежеспособен, сомневаться не приходится. Население обеспечено деньгами, показывает статистика банковского сектора от ЦБ.
Вклады физлиц выросли за апрель на 3,2%, или на 471 млрд рублей. Самые высокие темпы роста в отличие от предприятий показали средства до востребования. По данным ЦБ, они выросли на 9,3%, или на 232,5 млрд рублей.
«Данный результат был обусловлен проходившими выплатами бонусов за прошлый год», — считает Мирошниченко. Это самый большой за три года прирост, отмечает он, и даже называет его аномальным.
Основной прирост пришелся на 5 банков: Сбербанк, Райффайзенбанк, банк «Санкт-Петербург», Альфа-банк и Газпромбанк, говорит Мирошниченко.
Объединять такие разные банки может только, рассуждает он, эта ситуация с офшорами на Кипре. Внезапно закрывшаяся схема с выплатой вознаграждений топ-менеджерам банков и компаний в кипрские офшоры привела к необходимости срочного перенаправления финансового потока в российские банки, объясняет Мирошниченко аномальный апрельский приток.
«Ну и вероятность того, что некоторые чиновники решили перевести часть своих капиталов в Россию, также не нулевая», — добавил экономист, напомнив про недавно принятый закон о запрете госчиновникам иметь заграничные счета.
Помимо детективной истории с апрельским притоком на счетах физлиц значительный рост пришелся и на вклады сроком более года, они увеличились на 240,9 млрд рублей по сравнению с мартом и накопленным итогом составили более 60% от всех депозитов населения.
В реальном секторе действительно есть избыток наличности, но он структурный, говорит заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Традиционно экспортный сектор, представленный сырьевыми компаниями, чувствует себя относительно неплохо, отмечает он. Обрабатывающая промышленность, наоборот, испытывает недостаток ликвидности. Но и в структуре доходов населения заметна высокая дифференциация, признает Сальников.
«Есть высокодоходные группы людей, у которых денег достаточно, и они сберегают, — говорит экономист, — но подавляющее большинство себе этого позволить не может». Рост дифференциации не способствует увеличению текущих расходов, поэтому нет и роста потребления.
Увеличение дифференциации по доходам является одним из факторов торможения экономики, хотя и не единственным, признает Сальников.
Российская экономика растет заметно медленнее ожиданий, признавали в Минэкономразвития в апреле, когда ведомство ухудшило прогноз роста ВВП на 2013 год до 2,4% с 3,6%. Министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что замедление экономического роста в России произошло из-за трех тормозящих макроэкономических факторов: укрепления рубля, роста процентных ставок и бюджетной консолидации.
При этом наибольшую критику получили банки, кредитующие предприятия по завышенным ставкам, и Центробанк, не снижающий ставку рефинансирования.
«Я думаю, что и риски завышенные у коммерческих банков сегодня, во всяком случае, те деньги, которые они берут за эти риски», — говорил президент России Владимир Путин, призывая финансовые организации уменьшить маржу ради более доступного кредитования реального сектора.