— Те проблемы, с которыми девелоперы столкнулись в Сочи, – инцидент? Или другие страны, где проходили Олимпийские игры, тоже этим грешили?
— С одной стороны, Олимпиада – мероприятие высокой важности, и некоторые проблемы, с которыми столкнулась Россия, могли бы произойти в любой другой принимающей стране. Но Россия – абсолютно новый игрок в сфере таких глобальных мероприятий: многое пришлось делать с нуля.
Издержки и перенос сроков строительства, конечно, всегда неизбежны. Но мы их пока не ожидаем и надеемся, что все будет сдано вовремя, учитывая поддержку со стороны российского правительства.
— А если все-таки не будут в срок сданы? Будете требовать компенсацию от девелоперов?
— Мы не можем это комментировать.
— Весной Министерство регионального развития обнародовало программу по объектам олимпийского наследия. Из нее следует, что после завершения Игр часть отелей перестроят в апартаменты. Это затронет гостиницы бренда Marriott?
— Мы уверены, что у сочинских отелей отличные перспективы по развитию бизнеса после Олимпиады. Гостиницы под брендом Marriott не будут преобразованы в апартаменты.
Мы подписали долгосрочные соглашения и уверены, что качество отелей и Сочи, который является одним из красивейших мест в России, смогут привлечь не только российских, но и иностранных гостей.
— С какими административными барьерами вы сталкиваетесь при развитии гостиничного бизнеса в России? Отличаются ли российские правила от европейских?
— Жесткие административные барьеры есть почти во всех странах, и в основном они все одинаковы. Это касается не только гостиничной отрасли, но и других сегментов рынка. Правда, как правило, с ними чаще сталкиваются девелоперы, которые реализуют проекты, чем гостиничные операторы.
— Как в целом вы оцениваете инвестиционный климат в России? Как он изменился с тех пор, как Marriott пришел на российский рынок?
— Ситуация кардинально поменялась. Первый отель в России мы открыли в 1997 году — с тех пор, конечно, рынок стал более стабильным и благоприятным для бизнеса. Сейчас Россия является чрезвычайно важным рынком для Marriott International и входит в десятку важнейших гостиничных рынков в мире.