Минеральная вода «Боржоми» поступила в продажу в российские торговые сети спустя семь лет после введения эмбарго, сообщил официальный дистрибутор напитка в России компания IDS Borjomi Russia.
«Боржоми» будет продаваться в России в стеклянной таре объемом 0,33 л и 0,5 л, а также в пластиковой упаковке объемом 0,5 л и 0,75 л.
Стоимость стеклянной бутылки 0,5 литра «Боржоми» составляет 55–60 рублей. Это средняя цена на напиток в супермаркете. Она может колебаться в зависимости от формата магазина, в котором продается минеральная вода, поясняет представитель IDS Borjomi Russia. Сколько будет стоить «Боржоми» в бутылках других объемов, представитель компании не смогла уточнить.
Ранее генеральный директор IDS Borjomi Georgia Заза Киквадзе предупреждал, что в России минеральная вода будет поставляться в премиум-сегменте. По его словам, литровая бутылка «Боржоми» в Грузии продается по цене 75 центов, увеличение цены в России связано с большими затратами на логистику.
Эмбарго на грузинские продукты ввели в мае 2006 года, в их числе была и минеральная вода «Боржоми». Тогда Россия предъявила претензии к качеству продуктов, но эксперты утверждали, что импорт вина и продуктов приостановили из-за скандального задержания в 2006 году российских офицеров: администрация президента Грузии Михаила Саакашвили объявила их шпионами.
Грузинским бизнесменам запрещали вести переговоры с Россией о возобновлении поставок. «Бывшие власти сами блокировали выход грузинской продукции на российский рынок», а также неофициально запрещали грузинским бизнесменам вести переговоры с Россией, говорил назначенный в конце октября прошлого года премьер-министром Грузии Бидзина Иванишвили.
«Как только то руководство, которое было тогда, узнавало об этом (о готовящейся делегации в Россию. — «Газета.Ru»), это достоверные сведения, оно вызывало их: так, мы вас разорим, ни в коем случае вы этого делать не будете», — подтверждал «Газете.Ru» Онищенко.
По словам Киквадзе, представители «Боржоми» начиная с 2006 года ежегодно обращались в Роспотребнадзор и были готовились к проверкам. И претензии к качеству минеральной воды российская сторона не обосновывала. «Качество минеральной воды неоспоримо, оно отвечает всем строгим мировым стандартам», — говорил руководитель IDS Borjomi Georgia.
Разрешили поставки «Боржоми» в Россию только после длительных проверок Роспотребнадзора. В конце марта «Боржоми» предоставил пробы на проверку качества Роспотребнадзору, но экспертиза одобрила их только после двух проверок.
В апреле 2013 года напиток был зарегистрирован в российском реестре продуктов, что означает автоматический допуск напитка в Россию.
До введения эмбарго, по данным исследовательской компании Nielsen, «Боржоми» был третьим по продажам напитком на рынке минеральной воды (100 млн бутылок) и лидером по продажам в денежном выражении.
После 2006 года продажи компании упали на 60%, до 63 млн литров. Но за время запрета на продажи «Боржоми» в России компания смогла выйти на докризисные показатели: объем производства вырос до 122 млн литров, в 2012 году — до 140 млн. Выручка выросла на 25% по сравнению с 2005 годом. Финансовые показатели компания не раскрывает. Выйти на докризисные показатели IDS Borjomi смогла за счет освоения новых рынков, а также за счет агрессивной маркетинговой политики, рассказывал Киквадзе.
В конце 2012 года IDS Borjomi, которая занимается производством минеральной воды «Боржоми», раскрыла основных акционеров: среди них были наследники покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили. По неофициальной информации, 30% IDS Borjomi принадлежало Salford, 70% контролировала семья Патаркацишвили.
Владельцы IDS Borjomi пытались продать бизнес с 2011 года. Были заинтересованы компании Nestlé и Coca Cola, но они не смогли договориться. Оценка бизнеса в рамках сделки составила около $500 млн. Кроме Salford Capital Partners компанией владеют инвестфонд VDP и компания NWVF (Гибралтар), 97% которой принадлежали покойному бизнесмену Борису Березовскому и наследникам Патаркацишвили. В портфель брендов, дистрибуцией которых занимается компания, входят «Святой источник», «Боржоми», «Эдельвейс», «Черноголовка» и другие.
Рынок минеральной воды уже сформирован, и за время отсутствия «Боржоми» его место заняли товары-заменители, говорит гендиректор Infoline Федяков. «Боржоми» — сильный бренд, но он ориентирован в основном на старшее поколение,
которое помнит его с советских времен, а молодое поколение о нем бы и не услышало, если бы не грузинско-российский конфликт, — говорит он. — Вернуться к показателям лидера невозможно, так как 2005 год — это период формирования продуктового рынка».