«Роснефть» заключила очередное соглашение по освоению шельфа. Как сообщает госкомпания в среду,
новым партнером «Роснефти» стала японская INPEX, которой была предложена треть (33,33%) в проекте разработки лицензионных участков Магадан-2 и Магадан-3. Эти участки расположены на севере Охотского моря (глубина 120–180 метров), суммарные запасы нефти и газа на них составляют 1,577 млрд тонн нефтяного эквивалента.
Окончательные соглашения с японцами планируется подписать до конца 2013 года. Согласно им, INPEX, как и другие партнеры «Роснефти» по шельфовым проектам, возьмет на себя финансирование геологоразведки, возместит «Роснефти» расходы, ранее понесенные при освоении этих участков, а также компенсирует 33,33% разового сбора, уплаченного российской компаний при получении лицензий. Конкретные суммы не сообщаются. Кроме того, японцы выплатят «Роснефти» бонус за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа пропорционально своей доле в проектах.
«Сотрудничество «Роснефти» и INPEX внесет весомый вклад не только в развитие российского Дальнего Востока, но и в развитие экономических отношений России и Японии, а также укрепит энергобезопасность наших японских партнеров», — прокомментировал подписание соглашения глава «Роснефти» Игорь Сечин.
«Условия, которые «Роснефть» выставляет зарубежным партнерам, достаточно рискованны, — комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. – Иностранные компании берут на себя затраты на разведку, а это $1–3 млрд. И в случае, если геологоразведочные работы не дадут ожидаемых результатов, «Роснефть» ничего не потеряет, а потеряют как раз иностранцы».
Однако особого выбора, по словам Полищука, у зарубежных компаний нет: они стремятся работать в России, в особенности на шельфе, и готовы рисковать.
Что касается конкретно Японии, то эксперт ИФК «Солид» Гульназ Галиева отмечает: ключевым мотивом японцев является диверсификация (с последующим снижением цен) поставок нефти и газа в страну, ведь на данный момент до 80% потребляемой нефти поставляется туда с Ближнего Востока, где неминуемо снижение добычи.
«Госбанк международного сотрудничества Японии выразил готовность кредитовать работу японских компаний на российском шельфе, — говорит Галиева. – Это означает, что сотрудничество с «Роснефтью» является интересом не круга нефтегазовых компаний, а интересом всей страны». «Роснефть», по словам эксперта, в свою очередь, получает финансовую поддержку, в которой крайне нуждается после приобретения 100% ТНК-ВР.
INPEX Corp. — крупнейшая нефтегазовая компания Японии, ведущая более 70 проектов по всему миру.
О том, что российская госкомпания ведет переговоры с INPEX о совместном освоении шельфа, сообщалось еще в 2011 году. Но тогда речь шла о том, что сотрудничать с «Роснефтью» будет консорциум японских компаний Japan Far East Gas Co (в составе INPEX, Itochu, Marubeni, Cieco и Japex).
На сегодняшний день «Роснефть» уже договорилась о совместном освоении ряда шельфовых месторождений с американской ExxonMobil, итальянской Eni, норвежской Statoil и вьетнамской Petrovietnam.
Кроме того, в начале текущего года «Роснефть» без конкурса получила лицензии еще на 12 участков, причем 7 из них госкомпания уже предложила Exxon. Также в апреле «Роснефть» подписала меморандум о сотрудничестве по проектам СПГ (сжиженный природный газ), совместной разведке и разработке нефтегазовых месторождений с японской Marubeni. В частности, речь шла о том, что Marubeni примет участие в проекте завода СПГ на Дальнем Востоке, который будет реализовывать «Роснефть».
Япония — один из лидеров мирового энергопотребления, хотя собственными запасами энергоносителей (нефть, газ и уголь) страна практически не обладает. После катастрофы на «Фукусиме-1» Япония отказалась от атомной энергетики, и ей приходится замещать выпадающие объемы в первую очередь за счет газа. Япония импортирует 100% потребляемого газа (в виде СПГ).
По словам Полищука, именно СПГ является основным интересом Японии. Дело в том, что 70–80% запасов шельфа – это именно газ. «Поставлять его по трубе в Европу экономически нецелесообразно – следовательно, основным вариантом станет именно сжижение, — поясняет аналитик. – А Япония на сегодняшний день — крупнейший мировой рынок СПГ, и цены там выше».
Галиева предупреждает, что к моменту запуска завода «Роснефти» на Дальнем Востоке конкуренция на японском рынке СПГ уже будет весьма высока. Кроме того, как напоминает эксперт, Япония уже законтрактовала около 65% поставок сжиженного газа с сахалинского завода (СПГ производится в рамках в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) «Сахалин-2», где 50% плюс одна акция принадлежит «Газпрому», 27,5% минус одна акция — британско-нидерландской Royal Dutch Shell, японский Mitsui и Mitsubishi — 12,5% и 10% соответственно. Мощность сахалинского завода составляет 10 млн тонн, ее планируется нарастить до 15 млн тонн. СПГ с Сахалина также поставляется в страны АТР – «Газета.Ru»).
«Однако мы склонны полагать, что дипломатические переговоры России и Японии смогут создать все условия для новых контрактов», — говорит Галиева.