Правительство России направило в регионы запросы относительно выявленных экспертами ошибок и опечаток при размещении госзаказа в прошлом году. Список таких ошибок составили эксперты «открытого правительства». Самые распространенные — написание некоторых букв в словах латиницей, пробелы и дефисы между буквами одного и того же слова, замена букв на цифры, опечатки в ключевых словах. Эти ошибки можно выявить технически в базе казначейства, куда стекаются данные о всех заказах. В ряде заказов нет ключевых слов, и это самое трудновыявляемое нарушение, рассказала начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Татьяна Демидова.
Эксперты проанализировали 3,79 млн прошлогодних извещений. 13 тыс. оказались с искажениями. В черный список попали 662 заказа — там был всего один участник торгов, а начальная цена снижалась минимально — в среднем на 0,79%. При проведении конкурентных торгов цена снижается в среднем почти на 6%.
Объем финансирования по 662 закупкам с единственным участником — 2,443 млрд рублей. Если бы цена снижалась на 6%, то государство бы сэкономило 96,82 млн рублей.
Под подозрение попали еще 2,5 тыс. закупок, где было более одного участника. Сумма — 15,542 млрд рублей. «Потенциальный ущерб от сокрытия и искажения информации о закупках в этой категории может составлять около 777,08 млн рублей», — делают вывод авторы доклада. В некоторых таких закупках участвовали по две фирмы, одна из которых была «сателлитом» и сходила после первого шага, пояснил один из авторов исследования, первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин.
При отсутствии ошибок и более конкурентных торгах государство могло бы сэкономить 874 млн рублей.
«В условиях проведения торгов на более чем 6 трлн рублей масштаб проблемы не ужасающий», — считает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. Но оговаривается: даже такие нарушения нужно предупреждать.
Кардинальное улучшение ситуации в сфере закупок с введением с 2014 года Федеральной контрактной системы (ФКС) — иллюзия, считает чиновник: «Ядро то же».
ФКС усложняет процесс закупок, вводит долгосрочные контракты, а работать с системой будут те же кадры. «В простом 94-м законе (закон о госзакупках. — «Газета.Ru») запятые переставляют, и все на ушах стоят — а что будет с более сложным?» — указывает он. Одна из главных проблем — отсутствие каталога товаров, поэтому заказчики описывают тендеры как придется.
Из 662 подозрительных закупок с опечатками, ошибками и искажениями больше всего — 93 — приходится на Дагестан.
В целом же 65,41% таких закупок отмечены всего в 10 регионах: Санкт-Петербурге, Новосибирской, Московской областях, Башкирии, Челябинской области, Москве, Краснодарском крае, Татарстане, Нижегородской области.
Лидером черного списка заказчиков оказалось министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области — 60 закупок.
Количество искаженных закупок в области здравоохранения в общей массе оказалось значительным, отмечают эксперты. Связано это не только с недостаточной квалификацией персонала, но и с ускоренной модернизацией и закупкой оборудования.
Впрочем, эти нарушения всего лишь процессуальные. Теперь предстоит выявить качественные, говорит Абызов.
В частности, объем закупок лекарственных препаратов — 520 млрд рублей в год. А цены на одни и те же лекарства в регионах отличаются в 3–4 раза, указал чиновник.
Самый крупный по деньгам из черного списка лотов — заказ Минобороны на 175,4 млн рублей на поставку дизтоплива (аукцион был отменен по причине подачи заявки лишь одним участником). В названии «Лот № 32. Поставка нефтепродуктов для нужд МО РФ в 2012 году (ДТ летнее (ДТ ЕВРО сорт С,D,E,F класс 0,1), Москва)» эксперты заметили, что «С,D,E,F» написано в одно слово без пробелов.
Санкт-Петербургский госуниверситет в марте 2013 года заказывал микроскоп за 500 тыс. рублей, при этом «с» в слове «микроскоп» набрана латиницей. Управление вневедомственной охраны при МВД Чечни размещало заказ на оргтехнику («о» — латиницей) за 1,209 млн рублей и на МЕБЕЛЬ («М») за почти 1,4 млн рублей. Арбитражному суду Самарской области нужны были картриджи («а») на 1,6 млн рублей.
Комитет по развитию инфраструктуры Читы размещал заказ на 9 квартир для детей-сирот (12 млн рублей) с «ар», набранными латиницей.
279 из 662 тендеров оказались с названиями без ключевых слов, по которым заявки должны искать поставщики. Верховный суд Башкирии объявлял просто «открытый аукцион в электронной форме» на 1,2 млн, 1,4 млн и 1 млн рублей (по номенклатуре это оказались услуги ЖКХ), а также на 1,3 млн рублей (услуги по монтажу оборудования), 1,79 млн (мебель), 1,9 млн рублей (компьютеры).
Эксперты также сочли подозрительным тендер МВД Дагестана под названием «закупка РМ для СВ и ОТ» на 1,9 млн рублей.
Администрация Хунзахского района Дагестана заказывала уголь (10,6 млн рублей) в тендере под названием «Поставка товара для муниципальных нужд», а махачкалинский роддом — медицинские изделия на 13,4 млн рублей под названием «поставка товара». В список «мусорных» попало и название «открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта» администрации Озера Долгого (Санкт-Петербург) на 30 млн рублей — на благоустройство внутридворовых территорий. Примерно такое же название носил заказ на 33 млн рублей округа № 7 (Санкт-Петербург).
Размещение заказов с искажениями и ошибками не всегда означает нарушение, говорят эксперты. Но на будущее рекомендуют создать внутренний алгоритм поиска ошибок, а в системе будущей ФКС — рейтинг недобросовестных заказчиков.