Минэнерго планирует через три года перейти на налоговую схему, при которой нефтегазовые компании будут платить налоги не с выручки, а с финансового результата (операционной прибыли за вычетом капитальных затрат). Об этом сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на план деятельности министерства.
В 2016 году будет введен так называемый налог на дополнительный доход (НДД), о чем уже давно просили компании ТЭК. Смысл НДД в том, что его ставка дифференцируется в зависимости от уровня добычи на каждом конкретном месторождении за определенный период.
Компания, которая только начала вести добычу на месторождении (в этот период наиболее велики капитальные затраты на проект), платит НДД меньше, чем компания, вышедшая на пик добычи. На поздних стадиях разработки налоговая нагрузка должна быть вновь снижена, что позволит компаниям интенсивнее использовать методы увеличения нефтеотдачи и повысить коэффициент извлечения нефти.
Налоги нефтяной отрасли являются основой доходов бюджета. За 2012 год экспортная пошлина на сырую нефть принесла федеральному бюджету 2,48 трлн рублей, или 19,4% от общего дохода, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — 2,1 трлн рублей (16,6%).
Глава Минэнерго Александр Новак еще в марте заявлял, что предложения по переходу на НДД должны быть подготовлены до конца года. Изначально переход на НДД предложили «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз». Компании выступили с инициативой реализовать пилотный проект по новому налогу на двух месторождениях — Имилорском (принадлежит «ЛУКойлу») и им. Шпильмана (владеет «Сургут»). Компании получили лицензии на эти месторождения лишь в конце прошлого года, работы там только начались, поэтому они идеально подходят для испытания новой схемы.
В «ЛУКойле» говорят, что использование НДД создаст дополнительные экономические стимулы для реализации проектов в нефтедобыче.
«Действующая система налогообложения нефтедобычи основана преимущественно на таких фискальных инструментах, как НДПИ и экспортная пошлина, — пояснили «Газете.Ru» в «ЛУКойле». — Большая часть налоговой нагрузки приходится на выручку нефтедобывающих предприятий от реализации нефти».
Нынешняя система, по словам представителя компании, не позволяет учесть индивидуальные особенности проектов нефтедобычи (геологию, географическое местоположение, затраты на освоение) и не способствует внедрению новых технологий в отрасли.
Основными бонусами для нефтяников должны стать как раз перераспределение налоговой нагрузки (нагрузка на выручку должна быть снижена) и раздельный учет расходов для исчисления НДД — учет будет вестись отдельно по каждому лицензионному участку.
«Для введения НДД необходимо решить ряд вопросов, ключевым из которых является создание, внедрение и администрирование понятной и прозрачной системы раздельного учета для каждого отдельного проекта», — предупреждает представитель «ЛУКойла».
Переход на НДД поможет не только нефтяным компаниям, но и российскому бюджету. Дело в том, что
в последнее время у большинства компаний снижается уровень добычи, что связано в первую очередь с тем, что из-за налогового бремени нефтяники не всегда могут инвестировать в проекты достаточное количество средств.
«При этом растет внутреннее потребление сырой нефти, и за счет этого снижается экспорт, — говорит аналитик ИК «Велес-Капитал» Василий Танурков. — А экспортная пошлина на нефть является одной из основных статей доходов федерального бюджета».
Переход на НДД как более гибкий и удобный для нефтяников налог облегчит им восстановление уровня добычи, что приведет к росту экспорта. Однако увеличение зарубежных поставок, по словам Тануркова, может привести к росту дефицита на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке России и, следовательно, росту цен.