Рекламу лекарственных препаратов необходимо запретить во всех СМИ, считают в Министерстве здравоохранения. «Реклама лекарств должна исключаться», — цитирует «Интерфакс» главу ведомства Веронику Скворцову. Какие именно меры будут предприняты для обеспечения запрета, Скворцова не уточнила.
В марте с аналогичной инициативой выступило и правительство, поручив Минздраву и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проработать законопроект, запрещающий рекламу лекарств в СМИ.
Это не первые шаги, предпринимаемые правительством для того, чтобы запретить рекламу лекарств: с 1 июля 2013 года в силу вступит приказ Минздрава, запрещающий врачам писать названия препаратов в рецептах. Прописывать больным врачи должны будут только действующие компоненты лекарства, а пациенты уже в аптеках смогут выбрать лекарства по своему усмотрению. За нарушение приказа Минздрава врачи будут привлекаться к административной ответственности.
Запрет рекламы лекарств в СМИ — это политический ход, которые не решит реальных проблем, в том числе не сможет решить проблему самолечения, говорит гендиректор маркетингового агентств DSM Group Сергей Шуляк. «Сейчас разрешено рекламировать только безрецептурные препараты, и один из важных критериев таких лекарств — низкий процент побочных эффектов и отсутствие возможности передозировки. Не все люди могут позволить себе пойти в больницу при легкой простуде. В таких случаях при покупке антипростудных препаратов они ориентируются на рекламу. Но это не имеет отношения к самолечению: в аптеках люди покупают антибиотики без рецепта врача, и они действительно могут нанести ощутимый вред своему здоровью, — говорит он. — Это политический шаг, который призван продемонстрировать заботу о здоровье граждан, но реальных проблем, таких как очереди в больницах и самолечение, он не решит».
В случае если запрет на рекламу лекарственных препаратов вступит в силу, СМИ потеряют порядка $1,2 млрд (36 млрд рублей) — это та сумма, которую фармацевтические компании тратят на рекламу препаратов в России, говорит Шуляк.
Объем рекламного рынка в денежном выражении в первом квартале 2013 года составил 71 млрд рублей. Рынок вырос на вырос на 14% — с 62 млрд рублей, но реклама в печатных СМИ сократила свои объемы на 5% — с 8,7 до 8,3 млрд рублей (данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
На снижении рекламных доходов сказался запрет на рекламу алкоголя в интернете и печатных СМИ, который начал действовать с 1 января 2013 года. В денежном выражении потери печатных СМИ к концу 2013 года оцениваются в 2,5 млрд рублей.
Запрет нанесет очень сильный урон бюджетам региональных СМИ, недоумевает главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. «В случае если запрет введут, он очень сильно ударит по доходам региональной прессы, — говорит он. — Это странное заявление, потому что в России лекарственные препараты продаются свободно и так же свободно они должны рекламироваться».