Еврокомиссия начала предварительное расследование в отношении Apple, заподозрив американскую корпорацию в использовании антиконкурентных схем при продаже смартфонов iPhone на европейских рынках, сообщает The Financial Times.
По данным издания, на прошлой неделе регуляторы направили нескольким мобильным операторам, работающим в европейском регионе, девятистраничный опросный лист, в котором они спрашивают об особенностях контрактов с Apple.
Еврокомиссию интересуют условия, которые могли бы обеспечить Apple преимущества перед конкурентами при реализации гаджетов. Вопросы касаются минимального количества iPhone при закупке, особенности распределения маркетингового бюджета, а также наличия пунктов, гарантирующих Apple процент от продаж не ниже, чем у других производителей мобильных устройств. Регуляторы также хотят узнать, устанавливает ли Apple ограничения на использование iPhone 5 при работе на сетях четвертого поколения (4G) в Европе. Операторы должны дать ответы к 17 июня.
«Комиссия располагает информацией о том, что Apple и операторы мобильной связи заключили дистрибуторские соглашения, которые в будущем могут привести к отчуждению других производителей смартфонов от рынков,
— цитирует FT пояснение к анкете. – Также выявлены признаки того, что в некоторых европейских регионах на некоторых устройствах Apple отключены некоторые технические функции. Если такая практика подтвердится, она может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства».
Расследование было инициировано по жалобе операторов мобильной связи и пока остается на предварительном этапе. Прежде чем открыть дело, регуляторы должны быть уверены в том, что Apple действительно занимает доминирующее положение на рынке смартфонов – не исключено, что это будет труднодоказуемо на фоне роста популярности и спроса на устройства линейки Galaxy от Samsung. Только в этом случае к Apple можно применить антимонопольное законодательство.
В самой Apple утверждают, что контракты в Европе заключены в полном соответствии с местным законодательством.
Ранее Apple, как правило, жестко контролировала продажи и планы по маркетинговому продвижению устройств. Это раздражало операторов, но не до такой степени, чтобы отказываться от сотрудничества с корпорацией, которая привлекала клиентов не только гаджетами, но и тарифными планами — в США и Европе iPhone продается с контрактом на услуги мобильной связи. Провайдеры телекоммуникационных услуг критиковали Apple и ее стратегию продаж, жалуясь, что она использует преимущества своего положения на рынке для получения более выгодных условий при продажах и дистрибуции гаджетов.
Но топ-менеджеры в телекоммуникационном секторе ослабили критику из-за изменений, которые произошли на рынке гаджетов за последний год. С iPhone в Европе конкурируют смартфоны линейки Galaxy от Samsung, пользовательский интерес постепенно растет и к смартфонам от Nokia и Research In Motion.
«Рынок смартфонов и планшетных компьютеров очень динамичен, — говорил представитель Еврокомиссии в марте 2013 года. – Рост доли смартфонов от Samsung и популярности платформы Android от Google дают основания верить, что на рынке смартфонов и планшетов сильная конкуренция». Но разосланный опросник показывает, что, несмотря на это, Еврокомиссия решила более детально изучить некоторые дистрибуторские практики Apple.