Минэкономразвития изучает возможность создания новой формы регистрации российских предпринимателей. Об этом в пятницу на брифинге в РИА «Новости» сообщила директор департамента развития малого бизнеса и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова.
«Есть предложение ввести патент для тех, кто не регистрируется индивидуальным предпринимателем (ИП), вообще придумать новую категорию людей», — сказала Ларионова.
Она пояснила, что речь идет о так называемом самозанятом населении. Это те, кто работает сам на себя, без использования наемного труда. Самозанятые — это те, кто зарабатывает деньги любыми доступными способами, минуя официальный наем на работу: торговля на рынках, оказание различных услуг (транспортных, посреднических, ремонтно-строительных), это внештатные журналисты, дизайнеры интернет-сайтов, швеи, животноводы, занятые откормом и продажей скота, и так далее.
Эта категория людей появилась в начале 1990-х годов, когда закрывались предприятия и миллионы людей оставались без средств к существованию. По оценкам Высшей школы экономики, самозанятых в России примерно 20 млн человек.
По словам Ларионовой, для самозанятых, получивших патент, не потребуется регистрация в налоговом органе.
«Смысл в том, чтобы человек не ходил никуда и не регистрировался, он будет платить какой-то один платеж», — пояснила чиновница.
Одна из целей введения патента — поднять собираемость налогов, страховых взносов. По словам Ларионовой, платеж за патент «государство само потом разделит на пенсионные взносы, социальные взносы, налоги в муниципалитет». По подсчетам вице-премьера Ольги Голодец, 38 млн человек из 86 млн трудоспособного населения «непонятно где заняты, чем заняты, как заняты».
У самозанятых будет достаточная мотивация для покупки патента — легализация бизнеса. Сейчас, если человек занимается предпринимательской деятельностью без регистрации, он нарушает Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, его действия подпадают под понятие «незаконная предпринимательская деятельность», уточнила Ларионова.
Идея продажи патентов самозанятому населению может приобрести реальные очертания к концу 2013 года, резюмировала Ларионова.
Малый бизнес, индивидуальные предприниматели сейчас имеют право, зарегистрировавшись в налоговой инспекции, покупать патент. Или использовать единый налог на вмененный доход. Под патентную систему налогообложения подпадают 47 различных видов предпринимательской деятельности. Оба вида налогов будут действовать параллельно до 1 января 2018 года.
Каким будет механизм получения патента для тех, кто не готов вставать на налоговой учет, неизвестно. Как и размер платежа за патент. Не исключено, что Минэкономразвития предложит вводить градацию стоимости патента в зависимости от вида бизнеса. «Это именно те спорные вопросы, которые мы сейчас обсуждаем совместно с «Опорой России». Ответов на эти вопросы пока нет», — пояснила Ларионова «Газете.Ru».
Предложения Минэкономразвития созвучны тому, что «Опора России» обнародовала на встрече с президентом в Воронеже в четверг, пояснил глава общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Бречалов. «Опора» предлагает ввести единый патент, в который будут входить все фискальные платежи, которые предприниматель должен оплатить, в том числе и страховые взносы», — сказал Бречалов.
Если власть примет эти предложения, взаимоотношения предпринимателя с госорганами могут стать цивилизованнее, уверен глава организации. «Если где-нибудь в Барнауле предприниматель делает замечательные поделки из камня или занимается любым другим мелким бизнесом, который его кормит, то честь ему и хвала. И не нужно перегружать предпринимателя административными процедурами», — говорит Бречалов.
Получить патент и при этом не «засветить» свой бизнес в налоговой инспекции или в местной администрации не получится, предупреждает Сергей Варламов, партнер компании «Налоговик». Патент не может быть выдан неизвестно кому, неизвестно где проживающему и ведущему неизвестно какой бизнес, иронизирует Варламов.
Очевидно, что власти хотят легализовать самозанятых с помощью введения патентной системы, согласен Роман Терехин, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России. «Сейчас многие самозанятые вообще ничего не платят ни в бюджет, ни в социальные фонды. И рискуют быть задержанными налоговыми или правоохранительными органами за ведение незаконной предпринимательской деятельности. Это реальный риск. Чтобы его избежать, придется заплатить — приобрести патент», — говорит Терехин.
«Люди будут бояться легализации, будут опасаться, что государство сначала предложит им купить патент, а потом поменяет правила игры, как это нередко бывает, и заставит платить по полной программе», — говорит Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив.
Несмотря на то что после покупки патента увеличивается риск попасть под пресс проверок, бизнесу, тем не менее, может быть выгодно приобретение патента. «Просто надо считать: готов ты работать легально, платить налоги, заработать трудовой стаж и получать пенсию или тебе выгоднее ничего не платить, а на пенсии жить за счет накоплений от бизнеса», — говорит Яблонский.
Сейчас выбрано не самое удачное время для обсуждения темы перехода на патент, считает Олег Леонов, советник компании «Легем Парфере». Малый бизнес напуган увеличением страховых взносов и в массовом порядке аннулирует регистрацию. В течение пяти месяцев, с декабря 2012 года, закрывали свой бизнес более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей ежемесячно. Всего за этот период прекратили деятельность 589,3 тыс. ИП. За вычетом вновь зарегистрированных чистый отток предпринимателей составил 407,4 тыс. ИП (данные Федеральной налоговой службы). «В тень» в реальности ушло минимум вдвое больше людей, так как на ИП обычно использует наемный труд.
С 1 января 2013 года совокупный платеж в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медстрахования возрос с 17,2 тыс. руб. до 35,6 тыс. рублей в год. За счет повышения размера взносов для малого бизнеса правительство рассчитывает увеличить в этом году поступления в бюджет ПФР на 40,7 млрд руб.