Председатель правления группы Raiffeisen Bank International (RBI) Герберт Степич передал наблюдательному совету письмо с просьбой рассмотреть вопрос о его отставке «по личным обстоятельствам». Информацию подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе австрийской банковской группы.
Решение об уходе Степича будет принимать совет директоров, сказал «Газете.Ru» представитель RBI.
На такой шаг Степич пошел после публикации накануне на сайте Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) данных владельцев компаний и бизнесменов, пользующихся услугами офшорных юрисдикций. Руководитель RBI оказался среди них.
«На основании информации в СМИ я понял, что начавшееся обсуждение угрожает репутации RBI. Из чувства ответственности и близости к этой организации я сообщил председателю набсовета группы Вальтеру Ротенштайнеру, что предлагаю ему принять мою отставку с позиции главы RBI», — объяснился Степич в письме.
«Это было его личное решение», — подтвердил представитель RBI. Его контракт подходил к концу, ему 66 лет, все это вместе тоже сыграло свою роль, пояснил источник, знакомый с ситуацией в RBI.
«Принятие такого сложного решения и предотвращение тем самым возможного урона для репутации компании делают ему честь», — говорится в официальном заявлении на сайте российского Райффайзенбанка.
Согласно публикации ICIJ, Степич является бенефициаром двух офшорных компаний — Yatsenko International Limited (зарегистрирована на Британских Виргинских островах) и Takego Holdings Limited («прописана» в Гонконге), которые были задействованы в покупке трех квартир в Сингапуре.
Информация в целом соответствует действительности, подтвердил Степич. Он действительно приобрел три квартиры с помощью офшорных компаний, но с покупки были уплачены все налоги в соответствии с действующим австрийским законодательством, заявил банкир. Это были реальные инвестиции в недвижимость, которые проходили через инвестиционную компанию, добавил в своем обращении Степич.
Глава банковской группы объяснил, что покупка через офшор — стандартный продукт инвестбанка UBS для обеспечения конфиденциальности покупателя (то есть Степича). При помощи такой схемы Степич не отображался как прямой владелец квартир в Сингапуре. Ни совет директоров RBI, ни австрийский финансовый регулятор FMA Степич о приобретении квартир не уведомлял. Австрийскому банковскому законодательству и внутренним правилам RBI сделки не противоречили, объяснил банкир. FMA подтвердил Financial Times, что требований для руководителей банков по обязательному раскрытию информации о частных сделках не существует. «Тем не менее поведение руководителей банков должно соответствовать определенным корпоративным стандартам и личной надежности», — сообщил представитель регулятора.
После того как о сделках стало известно, FMA попросил Степича предоставить подробную информацию по ним. После изучения данных будут приняты дальнейшие решения, сказали в регуляторе.
В материнской структуре Raiffeisen Bank International — Raiffeisen ZentralBank — сообщили, что Степичу предложили предоставить «полное объяснение» по этому вопросу, а также сведения о любых других сделках, которые могли быть проведены через офшорные структуры. Банк добавил, что к процессу оценки данных подключили департамент внутреннего контроля. «Как только этот процесс будет завершен, соответствующие комитеты будут оценивать результаты и делать необходимые выводы», — говорится в сообщении банка. Выводы будут озвучены во второй половине следующей недели.
Это не первый случай, когда сделки с недвижимостью привлекают внимание регуляторов к Степичу. На этой неделе FMA сообщило о завершении расследования в отношении недвижимости банкира в Сербии, после того как тот доказал, что уже вышел из инвестиций.
Кроме того, в апреле Степичу пришлось вернуть 2 млн евро, так как зарплата топ-менеджера за 2012 год, как оказалась, выросла (до 4,9 млн евро), несмотря на снижение прибыли (с 968 млн евро в 2011 году до 700 млн евро за прошлый год) и проводимое в банке сокращение штата.
Если банк примет решение принять отставку Степича, замену будет найти нелегко, говорит Гюнтер Хобергер, эксперт Erste Group по банкам Центральной и Восточной Европы. Тем не менее аналитик не ждет сильных перемен в стратегии банка, так как развитие в Центральной и Восточной Европе, инициированное Степичем, является основой бизнеса группы. «Вопрос в том, кто сможет завершить это», — недоумевает Хобергер, добавляя, что такого опыта, как у прежнего главы RBI, нет, пожалуй, ни у кого.
Степич, проработавший в RBI более 40 лет, считается одним из инициаторов австрийской банковской экспансии в регион Центральной и Восточной Европы после падения железного занавеса. Степич был одним из главных сторонников развития группы в Центральной и Восточной Европе. Именно это помогло банку выстоять в кризис, говорил он в интервью «Газете.Ru».
Котировки акций RBI на торгах Венской биржи на 17.30 по Москве падают на 2,34%, до 26,27 евро за 1 акцию.