Доходы бюджета России в 2012 году превысили первоначальный план (ноябрь 2011 года) почти на 1,135 трлн рублей и составили 12 трлн 855,5 млрд рублей. Расходы увеличились на 300,9 млрд рублей, до 12,895 трлн рублей, свидетельствуют данные Минфина об исполнении бюджета. Таким образом, доходы составили 20,5% ВВП, а расходы — 20,6%. В связи с реализацией президентских указов объем расходов к ВВП увеличивается. В 2011 году показатель составлял 19,6% ВВП, а до кризиса — 18,3%, сказал на заседании правительства в четверг министр финансов Антон Силуанов.
660 млрд рублей — 1% ВВП — зависли в виде остатков.
В частности, в федеральном бюджете не использованы 140,3 млрд рублей (Дорожный и Инвестиционный фонд), из которых 68,6 млрд рублей — переходящие, то есть эти деньги переводятся из года в год на заявленные цели. В 2010 году показатель составлял всего 4,6 млрд рублей, а в 2011-м — уже 47,3 млрд рублей.
«Казалось бы, это те инвестиционные ресурсы, которые нам нужно как можно быстрее вкладывать в экономику и получать от этого эффект», — сетовал Силуанов.
Так, в Дорожном фонде осталось более 40 млрд рублей. Эти деньги могли бы пойти на инфраструктурное строительство — на увеличении его финансирования настаивает Минэкономразвития ради стимулирования экономического роста.
Остатки внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) — 170 млрд рублей. От трансфертов федерального бюджета в регионы неиспользованными остались 242,6 млрд рублей, а от денег федеральных бюджетных учреждений и автономных учреждений — 107,5 млрд рублей (за первый квартал сумма увеличилась до 285,3 млрд рублей). В частности, 106 млрд рублей остатков оказалось у Минобрнауки, а 50 млрд рублей — у Минздрава (на 1 апреля).
На конце 2012 года на автодороги регионы не потратили перечисленные им 59,9 млрд рублей, на оплату услуг ЖКХ льготникам — 25,5 млрд рублей, на капительный ремонт государственной недвижимости — 10,1 млрд рублей, на развитие Дальнего Востока — 5,8 млрд рублей.
Зависли также 4,5 млрд рублей, выделенных на проектирование и строительство инфраструктуры «Сколково».
Такая ситуация во многом складывается из-за неритмичности финансирования ответственными ведомствами своих расходов. «На 1 апреля объем доведенных лимитов составил всего 63%, то есть 40% министерств и ведомств еще не раскассировали своих лимитов бюджетных обязательств», — возмущался министр финансов. По его словам, большая часть расходов (более трети) вообще приходится на последний квартал. Деньги на инвестиционные расходы проводятся поздно, а долгосрочные контракты на трехлетний период практически не работают.
Причины такой ситуации — опоздания с проектной документацией, задержки с детализацией объектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы и «навес нескорректированных решений», заявил замглавы Минэкономразвития Олег Савельев.
Часть неиспользованных денег перераспределяется, поэтому достроить объекты уже невозможно, сказал чиновник. Таким образом выпали расходы на 72 объекта. Один из них — линия электропередачи, по которой должна передаваться электроэнергия от Усть-Среднекамской ГЭС. Поэтому Минэкономразвития предлагает придерживаться финансирования приоритетных проектов.
Впрочем, чиновники признают, что проблема с неиспользованием денег отнюдь не нова.
«Я на заседаниях правительства сижу с 2000 года и каждый год эту тоскливую песню слушаю», — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Неисполнение бюджетных ассигнований грозит срывом реализации инвестпроектов и социальных программ, которые способствуют в том числе экономическому росту, объясняет эксперт Экономической экспертной группы Владислав Григоров. По его словам, неосвоенные остатки могут возникать по двум причинам. «Чтобы бюджетные ассигнования были освоены, требуется проведение процедур согласно закону о госзакупках, а они длительные. Минимум 40 дней. «Если до региона деньги доводятся позже, чем через 40 дней, то можно считать, что это уже невыполнение остатки», — говорит экономист. «Если речь идет не о бюджетных трансфертах, то причина кроется в неэффективном менеджменте. «Мы плохо планируем расходы, не соотносим цели и ресурсы, необходимые на достижение этих целей. И это еще хуже. В последнее время качество финансового менеджмента повысилось, но поле для его дальнейшего повышения есть», — указал Григоров.
Формирование остатков связано с низкой эффективностью использования средств их получателями, но такая ситуация традиционна, согласен главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров. «Средства не успевают быть задействованы в течение бюджетного года, каждое начало года по расходам не исполняется, а в конце года все стараются потратить деньги», — описывает он ситуацию. 660 млрд рублей — это около 5% расходов, то есть бюджет по расходам исполнен на 95%. «Это совершенно нормально», — сказал эксперт. По его словам, в прошлом году Минфин стал выделять средства гораздо раньше, поэтому в начале 2012 года расходы в номинальном выражении увеличились на 37%. «В конце года рост бюджетных расходов замедлился, что сказалось на макроэкономической динамике. Как результат, сильная база первого квартала прошлого года привела к вялой динамике промпроизводства и ВВП в первом квартале этого года», — объяснил Тихомиров.