Представители ведущих банков Португалии призывают лидеров Евросоюза перестать подчеркивать проблемы периферии еврозоны, поскольку такая политика сеет панику среди банковских клиентов. Глава Millennium BCP Нуну Амаду и глава Banco Espírito Santo (BES) Рикарду Сальгаду — двух крупнейших банков Португалии — рассказали об этом в двух независимых интервью газете Financial Times.
Амаду опасается «кипрского вируса», поскольку способ решения проблем на Кипре поднял напряженность на опасные уровни. «Если кто-то нарочно придумывал бы план обрушения европейского рынка, трудно было бы найти что-то более подходяще... Нельзя играть с огнем», — говорит Амаду.
Кипр в марте добился выделения ему тройкой кредиторов (Еврокомиссия, Европейский центробанк и Международный валютный фонд) 10 млрд евро, пообещав взамен провести реструктуризацию банка Laiki и масштабные списания (до 40–60%) в некоторых других банках по крупным депозитам. Чтобы в такой ситуации не допустить массового оттока средств из банков, правительство держало банки закрытыми несколько дней, а затем ввело жесткий контроль за движением капитала и ряд ограничений: снять в банкомате можно было не больше 300 евро в день, потратить с карты — не более 5000 евро в месяц, вывезти — не более 3000 евро за раз, международные расчеты запрещены. В банки ввели полицейских агентов под прикрытием, в аэропортах усилили контроль за багажом.
Сразу после того, как по спасению Кипра было принято решение, экономисты заявили, что следующей в очереди может стать Словения. Люксембург и Мальта, у которых, как и у Кипра, объемы финансового сектора превосходят размеры собственной экономики, также попали в список подозрительных.
«Разберитесь с этим, пока не попали в беду. Укрепите банки, сведите балансы и поймите, что, если у банка начнутся неприятности, вряд ли наш ответ будет: «Мы придем и решим ваши проблемы», — предупреждал в марте глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум.
Клиенты даже в Португалии занервничали в эти дни. BES и третий португальский банк BPI зафиксировали наплыв вкладчиков, желающих забрать свои деньги со счетов и переложить наличные на хранение в банковские ячейки. «Нервозность серьезно повысилась», — говорит Амаду.
Опасения населения не беспочвенны. Банковский сектор Португалии в тяжелом состоянии из-за внутренних проблем — спада в экономике, роста безработицы, увеличения количества «плохих» долгов. Ряд аналитиков полагает, что банкам потребуется дальнейшая помощь от правительств.
И банк BCP, и банк BPI получили финансовую помощь в форме конвертируемых облигаций, одобренную большой европейской «тройкой» в 2011 году.
У зарубежных акционеров ведущих португальских банков также наблюдаются проблемы. Крупнейший зарубежный акционер BES, французский банк Crédit Agricole испытывает трудности с уровнем собственного капитала, что сокращает вероятность получения от него помощи по этой статье. 46 % BPI принадлежит испанской La Caixa, у которой аналогичные проблемы и от которой вряд ли можно ожидать дополнительного вливания капитала. «Большинство клиентов в Португалии не доверяют гарантиям по депозитам и не имеют возможности открывать счета за рубежом, — отмечает источник, близкий BPI. — Взамен всего этого они предпочитают сейфы».
В этой ситуации главы банков призывают власти если не решить проблемы, то хотя бы избегать резких замечаний. «Лидерам необходимо следить за речью. Это может кончиться очень плохо», — сказал Сальгаду.