В апреле доля россиян, имеющих сбережения, увеличилась до 75% — это самый высокий показатель с 1993 года, говорится в исследовании, проведенном исследовательским холдингом «Ромир». Компания опросила 1,5 тыс. человек в возрасте от 18 до 60 лет в восьми федеральных округах.
До 2005 года сбережений не было у более половины респондентов, в 2006–2008 годах показатель снизился до 40%, после кризиса показатель вернулся к 50%, а затем начал стабильно снижаться.
Комментируя увеличение числа людей, сберегающих деньги, «Ромир» объясняет это улучшением экономической ситуации в стране и ростом доходов. Также на увеличение доходов оказывают влияние психологические факторы: респонденты утверждают, что жаловаться на низкие доходы стало не модно.
«Мы объясняем этот результат, с одной стороны, объективным улучшением экономической ситуации в стране, особенно с ростом номинальных доходов в группах со средним и невысоким уровнем располагаемых доходов. А с другой стороны — психологическими причинами.
Прибедняться, жаловаться на тяжелые материальные условия стало не так «модно» и общепринято, как это было еще 3–10 лет назад», — говорится в исследовании.
Более трети опрошенных предпочитают хранить свои сбережения в рублях (37% опрошенных). «Рубль за последние 10–12 лет стал российской национальной валютой. Стабильность курса рубля по отношению к доллару США на протяжении 12 лет (незначительные отклонения от уровня 30 руб./долл. не принимаются в расчет, т.к. они не превышают «нормальных колебаний», характерных и для пар доллар/евро, иена/доллар) сыграли свою положительную роль», — говорят в «Ромире».
Рост популярности сбережений в рублях обусловлен долгим отсутствием колебаний курса и удобством. Хранить деньги в национальной валюте более удобно и дешево, объясняет руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. «Популярность рубля по умолчанию возрастает в те периоды, когда нет серьезных колебаний курса, — говорит он. — Людям удобнее хранить деньги в той валюте, в которой они получают заработную плату и совершают покупки. Кроме того, не приходится тратиться на конвертацию в другие валюты».
Доверие у граждан России к банковским вкладам падает: рекомендуют отнести деньги в банк 24% опрошенных. В 2012 году этот показатель был равен 34%. Снижение популярности банковских вкладов происходит на фоне увеличения ставки по рублевым депозитам, недоумевают аналитики.
Это тем более удивительно, что во второй половине прошлого года ставки по рублевым депозитам в крупных российских банках немного выросли (до 8,5–11% годовых) и заметно превысили уровень инфляции (6,5–7,5% в годовом выражении), говорится в исследовании.
Очевидных причин для снижения доверия к банковским вкладам нет, недоумевает Волков. «Крупных крахов российских банков за последнее время не было, а кризис европейских банков вряд ли сильно сказывается на доверии к российским. Отечественные банки предоставляют более выгодные условия по вкладам: например, в Европе крайне сложно найти отзывной депозит со ставкой выше инфляции, а в России это не составляет проблемы. Поэтому и опасения по поводу инфляции не должны снижать доверие к банкам, так как в этом случае хранить средства в банках выгоднее, чем держать «под подушкой», — говорит эксперт. Но люди могли почувствовать замедление экономического роста на своих доходах, которые перестали расти, предполагает Волков.
Более половины опрошенных предпочитают хранить свои сбережения в наличных рублях и валюте. Доля предпочитающих наличные за последние три года выросла с 46 до 56%.
Большая часть респондентов отказывается от вложений в недвижимость. Вкладываться в жилье советуют только 33% респондентов, но 5–10 лет назад так рекомендовали поступать 50–60%.
В «Ромире» тенденцию объясняют тем, что после падения цен на недвижимость в 2009 году ее стоимость восстанавливается слишком медленными темпами. «После десятилетия стремительного роста цены на недвижимость в России сначала снизились (в 2009 году), а затем стали расти куда как более умеренными темпами. Тем не менее следует отметить, что недвижимость все же остается самым популярным средством сохранения сбережений», — говорят исследователи.
Тратить свободные деньги стоит на туристические путевки, на покупку нового автомобиля и на ремонт жилья, уверены 15% опрошенных. Меньше желающих вложиться в бизнес — 12%. Хранить сбережения в акциях компаний советуют всего 5–6% опрошенных.