Вступил в силу указ Александра Лукашенко №74. В соответствии с ним повышен уровень представительства государства в коммерческих предприятиях, находящихся в государственной собственности или с долей госучастия. Теперь представительством займутся высокопоставленные чиновники разных ведомств — вплоть до заместителей премьер-министра.
Ранее, в феврале 2008 года, Лукашенко подписал указ №100, по которому вводилась должность представителя государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат государству. Такими представителями назначались работники, в т.ч. госслужащие, тех органов госуправления, которые были уполномочены управлять акциями (долями) хозяйственных обществ.
По данным на конец I квартала 2013 года, в Белоруссии 13% предприятий находятся в госсобственности и еще 1,3% предприятий имеют госдолю. Они производят около 80% ВВП страны. Эти организации создают около 20 тысяч дополнительных рабочих мест для госпредставителей по совместительству с госслужбой.
Массовое введение госчиновников в руководство предприятий связано еще и с тем, что в Белоруссии до сих пор существует система пятилеток и госплан, официально именуемый «прогнозными показателями».
Эти «прогнозы» формируются в правительстве и доводятся как до государственных, так и до частных предприятий. Соответственно, государственные представители в руководстве должны будут обеспечивать выполнение планов (например, по объемам производства), которые в белорусской экономической системе ставятся по важности выше, чем получение прибыли.
Госпредставители получают за свою работу официальное вознаграждение. Вместе с повышением статуса госпредставителей оно тоже повышено. Впрочем, оно остается невелико даже по белорусским меркам. При рентабельности предприятия до 10% вознаграждение госпредставителя составит 20 базовых величин в квартал (примерно $231). Соответственно, если рентабельность предприятия находится в коридоре от 10 до 15%, чиновник получит за три месяца вознаграждение в размере 25 базовых величин (около $289). Наибольшее вознаграждение получат госпредставители, направленные страной присматривать за банками, — 75 базовых величин ($866).
Указ №74 был подготовлен по итогам октябрьского 2012 года совещания у президента. Тогда Александр Лукашенко выразил недоумение по поводу того, кого правительство назначает в качестве госпредставителей, и поручил ситуацию исправить. «Взглянув на качественный состав таких представителей, убеждаешься, что это не всегда те люди, которые там нужны. Тогда встает вопрос: зачем вы их туда посылали?» — обращался к правительству глава Белоруссии.
В администрации белорусского президента считают, что институт госпредставителей сможет повысить эффективность работы предприятий.
В марте нынешнего года на очередном совещании у президента выяснилось, что 60% предприятий с госдолей имеют выручку на одного работающего менее $20 тысяч в год, что в два раза ниже среднего показателя по стране.
Независимые экономисты придерживаются прямо противоположного мнения, указывая на неизбежность возникновения новых коррупционных схем.
«Фактически Лукашенко создал уникальный механизм обеспечения лояльности чиновников всех уровней. Про возможность номенклатурного переворота аналитики говорят уже давно, вот он и подстраховывается, — говорит белорусский политолог Виктор Демидов. — Значительно повышать зарплаты чиновникам президент не может — это тут же вызовет недовольство в обществе. А механизм госпредставителей позволяет «подкормить» чиновников как официально (через вознаграждения за работу), так и неофициально. Ведь, как известно, кто что охраняет — тот то и имеет».
Управление вполне коммерческими предприятиями с активным участием государственных представителей — это своего рода know-how белорусской системы государственного управления экономикой. «Такая форма корпоративного управления не практикуется нигде — ни в азиатской, ни в скандинавской, ни в американской модели, — говорит белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. — Подобная белорусская модель корпоративного управления не может быть эффективной. Я сомневаюсь, что наши чиновники — профессиональные управленцы, поскольку, если бы это было так, они бы ушли с госслужбы и зарабатывали бы в разы больше в корпоративном секторе».
Между тем введение госпредставителей в топ-менеджмент предприятий с государственной долей — это только часть действий по постановке коммерческих предприятий под контроль белорусского государства. Еще в октябре 2012-го, когда Лукашенко провел нашумевшее совещание по вопросу совершенствования управления государственными акциями, обсуждались вопросы введения института госпредставителей во всех ОАО без исключения, а также на крупных частных предприятиях, где вообще нет государственной доли.
Министр промышленности Дмитрий Катеринич предложил на крупных предприятиях, где численность работников достигает 15–30 тысяч человек, усилить работу наблюдательных советов: «Должен быть исполнительный директор, который возьмет на себя производственные функции, хозяйственную деятельность. И должен быть создан полноценный наблюдательный совет, председатель которого не подчинялся бы генеральному директору, а назначался президентом и работал на постоянной основе. Его работа должна заключаться в стратегическом развитии предприятия, выработке стратегии продаж, чтобы он определял, куда направлять инвестиции», — заявил министр.
А премьер-министр Михаил Мясникович говорил о защите прав миноритарных акционеров, в роли которых часто выступают бывшие и действующие работники предприятия, получившие небольшое количество акций в ходе приватизации: «Интересы мелких акционеров сегодня никто не защищает. Они, как правило, не принимают участия в общих собраниях, не ходят на заседания наблюдательных советов. И тогда может найтись такой частник, который аккумулирует у себя 25–30% акций, как было по кондитерской отрасли, и фактически управлять этим предприятием». На предприятиях, где доля государства составляет менее половины: «...и там должен быть наш человек, который будет проводить нашу линию», — заявил премьер-министр. Он предложил, чтобы интересы миноритарных акционеров по умолчанию представляло государство.
Возможная негативная реакция иностранных инвесторов не пугает белорусские власти. Как раз на эту реакцию они и рассчитывают. Белорусский президент признает, что одна из задач введения института госпредставителей в ОАО — сдерживание иностранных инвесторов. «Не надо бояться, что о нас скажут. Говорят, мы инвесторов отпугнем, — уверен Лукашенко. — То, что мы сами сделаем, то сделаем, а любой инвестор придет для того, чтобы вложить минимум, а взять максимум. И вывезти прибыль».