Необходимо ускорить перевод российского автопарка на природный газ в качестве моторного топлива, потребовал на совещании в Сочи во вторник Владимир Путин. Накануне постановление об альтернативных видах топлива приняло правительство.
«Я уже упоминал о том, что еще прежний состав правительства начал разрабатывать эту тему. Вчера коллеги приняли это распоряжение, в котором поручено разработать комплекс мер, значит, если мы еще полгода будем разрабатывать комплекс мер и согласовывать — я знаю, как это делается, — будем еще согласовывать всякие параметры этой работы, то можем неоправданно затянуть», — сказал Путин. И потребовал ускорить создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации этой идеи.
Первым поддержал эту идею «Газпром». К 2030 году можно перевести 50% общественного транспорта и коммунальной техники на газ в виде топлива, сообщил участвовавший в совещании председатель совета директоров «Газпрома», спецпредставитель президента России по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.
Треть грузового транспорта также можно перевести на газ и пятую часть сельскохозяйственной техники.
Перевод транспорта на газ увеличит рост потребления газа на внутреннем рынке на 5%, добавил глава совета. «Но для этого должна быть четкая государственная программа развития газомоторного рынка России», — сказал Зубков.
По его подсчетам,
внедрение газа может дать ежегодную экономию порядка 49 млрд руб. для сектора пассажирских перевозок, 34 млрд — для сектора грузоперевозок и 6 млрд — в сельском хозяйстве.
Еще один аргумент Зубкова в пользу газа — он в несколько раз дешевле другого топлива. «Имеет более низкий расход, его нельзя разбавить или слить. Что тоже немаловажно в нашей повседневной жизни, которая досталась нам еще с советских времен», — аргументировал Зубков.
Путин на это заметил, что «надо объяснить, что нельзя это сделать, что так просто нельзя разбавить, слить».
Наконец Зубков предложил разработать программу утилизации старых автомобилей для граждан в обмен на покупку новых авто, работающих на газомоторном топливе. «Подумать надо, Владимир Владимирович, может быть, не отметать (идею). Потому что тогда население получило бы заправку бака на 400 рублей, а не за 1200, как сейчас», — сказал Зубков.
Экономические стимулы для перевода автопарка на газомоторное топливо предложил министр энергетики Александр Новак. Во-первых, можно было бы обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе.
«Мы предлагаем рассмотреть возможность рекомендаций субъектам России с 1 января 2014 года снизить транспортный налог или, может быть, даже обнулить для транспортных средств, использующих газомоторное топливо», — сказал министр.
Во-вторых, необходимо включить газозаправочные станции в перечень объектов дорожного сервиса. Это позволит распространить на них льготы и упростить порядок землеотвода. Кроме того, нужно смягчить нормы безопасности для газовых заправочных станций по аналогии с автозаправками. «Сейчас расстояние до ближайшего объекта по требованиям безопасности составляет до ста метров, в США это 8 метров, в Испании — от 15 до 30 метров. Мы не говорим, что нужно к этим цифрам выйти, но нужно сделать более соразмерно, чтобы заправки газомоторным топливом были рядом с АЗС или даже, может быть, на этой территории», — сказал Новак.
К программе «газификации» автотранспорта готова подключиться и «Роснефть». По словам Новака, «Роснефть» намерена выделить до 60 млрд руб. на строительство 1 тысячи газозаправочных станций. Ранее «Роснефть» подписала ряд соглашений, направленных на расширение использования газомоторного топлива, в том числе с российской «дочкой» немецкого автоконцерна Volkswagen, с КамАЗом, с холдингом «Русские машины» Олега Дерипаски.
Еще миллиард рублей на строительство заправок готова выделить газовая монополия по программе «Газпром — газомоторное топливо». «Планируется в 2013 году ввести 17 заправок в 10 регионах. Кроме того, на этапе технико-экономического обоснования находятся 18 заправок, и еще 243 заправки — на этапе выбора участков», — сообщил Новак.
Дополнительные доходы бюджета благодаря строительству заправок на газе составят к 2030 году $5,3 млрд.
Минэнерго прогнозирует, что количество автомобилей на газомоторном топливе вырастет к 2030 году в 25 раз — до 2,5 млн единиц, количество газозаправок в 17 раз — до 3,5 тыс. При этом ожидается сокращение выбросов в воздух загрязняющих веществ на 12%.
Развитие рынка газомоторного топлива поддержит динамику спроса на газ на внутреннем рынке, согласен директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко.
Но за этой идеей стоят бизнес-интересы конкретных госструктур: выиграет от перевода на газомоторное топливо в первую очередь «Газпром», учитывая масштабы присутствия этой госкомпании в регионах, добавляет эксперт. По его мнению, для монополии это особенно полезно в свете некоторого ослабления позиций на внешних рынках.
Схема перехода на газомоторное топливо до конца не проработана, к ней пока больше вопросов, чем ответов, считает партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Например, говорится, что половина общественного автотранспорта будет переведена на газ. Но ведь это значит, что та же половина транспорта перестанет заправляться на традиционных заправках. В чем выгода? А сколько газа на все это потребуется? Уже сейчас есть проблема выполнения Россией обязательств по долгосрочным контрактам с иностранными контрагентами. В то же время «Газпром» строит новые газопроводы — они будут стоять пустыми?» — говорит Николаев.