Министерство финансов предложило новую схему поэтапного отказа от экспортной пошлины на нефть. Процесс будет синхронизирован с повышением налога на добычу нефти, рассказал в понедельник руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.
К середине мая Минфин планирует подготовить предложения, согласно которым уже со следующего года экспортная пошлина будет постепенно снижаться.
«Это надо делать очень аккуратно, избегая резких движений, сокращать экспортную пошлину нужно не больше чем на 2-3 процентных пункта в год», — подчеркнул чиновник.
Действующая пошлина составляет 60% от цены на нефть, таким образом, после снижения в 2014 году она составит 57–58% нефтяной цены. Такими темпами Россия сможет отказаться от экспортной пошлины примерно через 30 лет.
Для компенсации выпадающих доходов бюджета Минфин предлагает постепенно повышать налог на добычу нефти (НДПИ). «Необходимо переносить нагрузку с экспортеров на внутреннее налогообложение», — заявил Трунин. По его словам, величину повышения налога на добычу еще предстоит рассчитать. Против повышения НДПИ регулярно выступали нефтяные корпорации.
Налоги нефтяной отрасли являются основой доходов бюджета. Александра Суслина из Экономической экспертной группы говорит, что за 2012 год экспортная пошлина на сырую нефть принесла федеральному бюджету 2,48 трлн рублей, или 19,4% от общего дохода, НДПИ – 2,1 трлн рублей (16,6%).
Но Трунин отметил, что база НДПИ значительно шире, чем база экспортной пошлины, так как экспортируется не вся добываемая в России нефть. Поэтому НДПИ в процентном отношении надо повышать на меньшую сумму.
«Но надо решиться, чтобы начать этот процесс, — заявил чиновник. — Почему этот шаг очень сложно принять? Потому что экспортная пошлина на нефть оказывает влияние на внутренние цены, даже без изменения НДПИ, снизив экспортную пошлину на нефть, мы повышаем цену на внутреннем рынке, по которой закупают нефть на внутреннем рынке те, у кого нет собственной добычи». А если еще и будет повышен налог на добычу, это приведет к еще большему росту цен.
Аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов напоминает, что в прошлом году в России было добыто 518 млн тонн нефти, экспортировано 240 млн тонн сырой нефти и 138 млн тонн нефтепродуктов. С учетом потерь сырья при переработке Россия, по оценке эксперта, экспортирует около 76% добываемой нефти, и лишь 24% потребляет.
По экспертным оценкам, 1% экономического роста в России требует увеличения внутреннего потребления нефти на 0,3%. Это пропорционально уменьшает экспорт, говорит Лукашов: «А снижение экспортных пошлин приведет к росту внутренних цен и сокращению внутреннего потребления».
Представитель одной из ведущих российских нефтяных компаний говорит, что процесс отказа от экспортной пошлины за счет роста НДПИ выглядит сомнительно. «Действующая система отлажена, она работает десятилетия, и сложно сказать, как это будет реализовано на практике, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». – Кто знает, не получится ли в итоге так, что общее налоговое бремя для нефтяных компаний лишь увеличится».
В целом, по словам представителя компании, Минфин предлагает полумеры. Он напомнил, что нефтяники уже давно предлагают провести пробную налоговую реформу для пилотных месторождений. Ее основной смысл заключается в том, что НДПИ должен быть заменен на так называемый налог на добавленный доход. Это означает, что облагаться будет не добытая нефть, а прибыль, полученная от ее реализации.
О такой схеме Минфин уже говорил в 2011 году, правда, тогда предполагалось, что НДД будет применен для шельфовых месторождений. Но пока этого не произошло.
Но для многих новых месторождений (в основном – в Восточной Сибири и на шельфе) сейчас действуют налоговые каникулы, подразумевающие в том числе нулевой НДПИ. «Если каникулы будут продолжать действовать, то, сколько ни повышай налог на добычу, реального дохода бюджету это не принесет, — предупреждает Суслина. – А если экспортная пошлина при этом будет снижаться, потенциально в бюджете может образоваться дыра».