— Финансовые показатели телекоммуникационных операторов в России по итогам 2012 года показали рост. Вместе с тем руководители всех крупнейших операторов говорят, что результаты за 2013 год будут скромнее. Что в 2013 году будет негативно влиять на бизнес сотовых компаний? Люди станут меньше разговаривать?
— Да нет. Скорее речь идет о перераспределении потребительских предпочтений и приоритетов операторов. Если раньше основную выручку сотовые компании получали за счет прироста абонентов, за счет того, сколько абонент платит за разговоры, то сейчас при сохранении разговорной активности абонентов или даже ее росте на фоне снижения тарифов на голосовую связь драйвером роста выручки операторов становится передача данных. Люди начинают покупать смартфоны, выходить с их помощью в интернет, а операторы получают трафик, который комплементируется в выручку. При этом сами операторы, меняя политику взаимоотношений с дилерами, уходят от искусственных продаж сим-карт с целью генерации бумажной дорогостоящей выручки в пользу привлечения качественных лояльных оператору абонентов, которые именно за счет роста реального пользования, в том числе неголосовыми услугами, и растят реальную выручку. В итоге что мы видим?
Мы сломали тренд по снижению маржинальности операторского бизнеса — до 2011 года рентабельность всех мобильных операторов в России падала, а сейчас мы демонстрируем уверенный рост.
По итогам 2012 года этот показатель в МТС вырос до 43,8% с 42,6%. И это несмотря на то что инвестиционные аналитики прогнозировали падение рентабельности российских телекомов вслед за американским рынком и рынками Западной Европы и Азии. Мы довольны этим.
При этом, если говорить о прогнозе — наш прогноз роста выручки всей группы МТС, а мы работаем сейчас в пяти странах СНГ – 5–7%, что практически совпадает с фактом 2012 года. Прогноз рентабельности на уровне 41–42% также близок к результату прошлого года.
— И все же какие-то точки роста для вашего бизнеса вы видите?
— В первую очередь мы делаем ставку на услуги передачи данных, для чего на протяжении нескольких лет мы активно строили сети третьего поколения и на конец 2012 года имели, пожалуй, самую крупную сеть этого стандарта в России. Запустили сети LTE в Москве и Казани. В 2013 году готовимся к масштабным запускам сетей 4G в 20 других регионах.
Общий объем инвестиций в сеть с учетом строительства масштабной оптической сети МГТС в Москве составит в 2013 году более $2 млрд.
При этом, если сегодня в структуре наших доходов порядка 70% приходится на голосовую связь, а остальное мы зарабатываем на передаче данных, в ближайшем будущем мы увидим изменение этой пропорции в пользу передачи данных. И это глобальный тренд. Аналитики предсказывают, что на американском рынке во втором квартале доля data-доходов сравняется с долей доходов от голосовых сервисов. И Россия тоже идет по этому пути, правда, с небольшим отставанием.
Другой важной точкой роста для нас станут финансовые услуги. Я уверен, что в перспективе мобильный телефон станет одним из основных платежных инструментов, поскольку с его помощью люди все активнее будут не только оплачивать услуги, совершать покупки, но и переводить деньги со счета на счет, получать кредиты, погашать их и так далее. Уже сейчас мы активно развиваем это направление и видим существенную синергию между телекомом и банковским бизнесом. Поэтому МТС первой из российских операторов вошла в капитал банка и передала ему собственный бренд. И мы видим, насколько доверие к бренду МТС стимулирует клиентов пользоваться нашими финансовыми услугами, — только за первые три месяца этого года рост продаж пластиковых карт «МТС-Деньги» увеличился в два раза по сравнению с периодом годичной давности, когда мы договорились с банком об использовании нашего бренда в проекте. При этом мы как оператор много знаем о наших абонентах, их маркетинговых предпочтениях, у нас есть их «мини-кредитная история». Исходя их этого, уже сейчас мы можем предлагать им наиболее востребованные ими финансовые сервисы. И конечно, большое подспорье в развитии финансового направления оказывает разветвленная монобрендовая розничная сеть МТС, насчитывающая около 4500 офисов по всей России. В то же время доступность кредитов в рознице МТС влияет на рост продаж смартфонов и дата-генерирующих устройств, на которые МТС делает ставку в рамках стратегии развития как дата-оператора.
В целом мы ожидаем, что на долю финансовых услуг к 2017 году может приходиться порядка 5% от чистой прибыли оператора.
— Какие инвестиции вы планируете в LTE в долгосрочном и краткосрочном периоде? И какие города вы считаете для себя приоритетными?
— В 2013 году запустим сети LTE в Хабаровском крае, Забайкальском крае, Амурской области, Удмуртии, Кировской, Тамбовской, Псковской областях и республике Северная Осетия-Алания. Планируем запустить сети в крупных городах Приморского края, Татарстана, в Уфе, в Санкт-Петербурге и некоторых городах Ленинградской области, в Екатеринбурге и Свердловской области, в нефтяных центрах Тюменской области и ХМАО, в Красноярске, Новосибирске, Обнинске.
Общий объем инвестиций только в сеть LTE составит порядка 40 млрд рублей в течение двух лет.
— У вас был договор на предоставлении 4G-услуг по модели MVNO (виртуальный оператор связи) со «Скартелом» в Казани. Будете ли вы продолжать эту практику?
— Партнерство в Казани ценно для нас прежде всего с точки зрения получения практического опыта работы по модели виртуального оператора. Сейчас мы активно строим собственные сети LTE, и экономической целесообразности развивать эти проекты одновременно в большинстве случаев нет. Тем не менее мы продолжаем переговоры относительно отдельных регионов — там, где видим эффективность.
— Как вы оцениваете инициативу Минкомсвязи, касающуюся переносимости номеров, которая должна заработать с 1 декабря 2013 года. Операторы ставят под сомнение сроки. Вы действительно считаете, что к тому времени операторы не успеют ввести принцип переносимости номера (MNP). И существует ли спрос на эту услугу на самом деле, или это кабинетное решение?
— Время покажет. Могу сказать одно, в Белоруссии, где принцип MNP уже внедрен, за год этой услугой воспользовалось менее 1% пользователей мобильной связи. В России, чтобы услугу успеть запустить в срок, операторам надо получить полный перечень нормативных актов по порядку предоставления MNP. Без этого мы не можем вести полноценные работы с поставщиками оборудования, необходимого для запуска услуги. При этом надо учитывать, что, если все операторы одномоментно начнут заказывать похожее по характеристикам оборудование, это может увеличить срок его изготовления производителями. А это оборудование надо еще установить и протестировать.
— И все же ожидаете ли вы в России массовые перетоки?
— В России очень сильная конкуренция.
И тот факт, что каждый год в стране подключается порядка 100 млн новых абонентов при населении 143 млн человек, говорит о том, что проблемой сохранения номера люди, скорее всего, не мучаются.
— Это будет убыточный проект с точки зрения инвестиций? Какие потребуются инвестиции для этого?
— Инвестиции на внедрение MNP для одного оператора могут составить $50–60 млн.
И я бы, например, предпочел эти деньги потратить на новые базовые станции или на новые оптические линии связи, чтобы развивать качество связи, повышать доступность услуг мобильного широкополосного доступа в интернет в регионах, сокращать цифровое неравенство.
— Возможно ли ввести переносимость номеров к 1 декабря?
— Мы очень стараемся. Но не все от нас зависит, как я уже сказал выше.
— Сворачивание внутрироссийского роуминга – спорный с точки зрения участников рынка законопроект. Как вы к нему относитесь? Вы считаете, что это приведет к росту тарифов за услуги связи?
— Вы знаете, вопрос отмены внутрисетевого роуминга — не только технический, но в первую очередь экономический.
Россия — огромная страна, и уровень жизни людей очень сильно разнится от региона к региону. Поэтому все операторы, устанавливая тарифы в конкретном регионе, конечно, учитывают уровень заработной платы, уровень развития экономики, возможности для обеспечения связи в данном регионе. Поэтому тарифы на связь в России, оставаясь в целом одними из самых дешевых в мире, например, в Москве и Чите отличаются. При этом у операторов возникают дополнительные расходы в случае, если человек, выезжая в другой регион, пользуется своей домашней сим-картой. Почему? Потому что доставка вызова между регионами требует сегодня от операторов обязательного пропуска трафика через сети междугородной связи. За возможность пользования этими сетями оператор и платит. И в этой ситуации нам представляется справедливым, что компенсация затрат, которые несет оператор, ложится на того абонента, который покинул свой регион и пользуется услугой по транспортировке вызова, а не на тех абонентов, которые не пользуются такой услугой.
Поэтому, решая вопрос в интересах одной группы абонентов, подчеркну — несравнимо меньшей группы, нам важно соблюсти интересы всех остальных, которых большинство!
Очень важно, чтобы цены на связь не выросли именно для последней категории абонентов. Поэтому вопрос отмены внутрироссийского роуминга должен решаться поэтапно, вместе с изменением законодательства. Нужна комплексная работа силами как государства, так и бизнеса.
А мы как бизнес не стоим в стороне, в том числе потому что понимаем — вопрос отмены взимания платы в роуминге — это вопрос удобства, лояльности и предпочтений наших путешествующих абонентов. Поэтому МТС предлагает своим абонентам услуги, которые существенно оптимизируют их расходы при поездках по России. У нас, например, есть тарифы с единой ценой по всей России внутри сети МТС. При этом понятно, что мы не можем обеспечивать такие же льготные условия нашим абонентам, если они звонят в роуминге на сети других операторов, поскольку помимо той самой роуминговой составляющей, которую мы готовы компенсировать нашим абонентам в случае их звонков нашим же абонентам в других регионах, возникают расходы, связанные с необходимостью платы другому оператору за возможность позвонить абоненту его сети.
— Вы прогнозируете снижение цен на международный роуминг, как у «Мегафона»?
— Уже больше года мы предоставляем людям возможность разговаривать в роуминге не просто по сниженным ценам, а совершенно бесплатно первые 10 минут каждого, повторюсь, каждого входящего вызова! На мой взгляд, это очень привлекательная возможность – особенно с учетом того, что она доступна в любой стране мира.
— Говорилось о том, что были ущемлены права миноритариев при сделке ВТБ с Tele2. Вы планируете вместе с Vimpelcom оспаривать сделку по Tele2 в судебном порядке?
— Не планируем.
— Вам актив Tele2 все еще интересен после того, как ВТБ его купил? Может быть, ВТБ захочет его продать?
— Я думаю, для всех игроков Tele2 интересна прежде всего своей абонентской базой, которую можно эффективно монетизировать, предложив абонентам компании самые передовые услуги и сервисы.
Специальное предложение ВТБ мы не делали, и переговоров пока не ведем.
— Есть ли у вас компании, зарегистрированные на Кипре? У вас мог оставаться там капитал?
— Нет, никаких капиталов на Кипре у нас нет.
— Вы планируете заключать договор с Apple?
— Мы долго вели переговоры, но их условия контракта были крайне невыгодны для нас. Если компания Apple будет более гибкой к российскому рынку, мы всегда готовы к новым переговорами и новому этапу сотрудничества.