Президент и правительство убедились в бесперспективности смягчения денежно-кредитной политики стимулирования роста экономики, рассказал об итогах прошедшего накануне профильного совещания экс-министр финансов, замещающий сейчас должность декана факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета, Алексей Кудрин.
«Определялось, может ли для России применяться стратегия кредитно-денежного смягчения. Все участники по этому поводу высказались. Пришли к выводу, что у нас иная ситуация в стране. Массированная денежная эмиссия невозможна», — сказал Кудрин, добавив, что отказались и от изменения бюджетного правила — расчета параметров бюджета на основе средней цены на нефть ( в 2013 году — средней за пять лет). Против концепции сбалансированного бюджета и макроэкономической стабильности выступает советник президента Сергей Глазьев. Он выступает за стимулирование экономического роста, за «инновационный рывок» за счет денежной эмиссии.
Сконцентрироваться необходимо на институциональных реформах, на механизмах поддержки инвестиций, резюмировал Кудрин. Поручение представить и согласовать до 15 мая меры стимулирования роста получили помощник президента Эльвира Набиуллина и первый вице-премьер Игорь Шувалов.
По мнению Кудрина, для текущей ситуации в российской экономике не актуально и существенное увеличение нефтегазовых расходов. «Просто значительная часть этих резервов, скорее всего, уйдет в отток капитала, в инфляцию, и минимально повлияет на прирост производства», — пояснил он.
Выходом может стать конвертация сбережений в инвестиции. «У нас инвестиции осуществляются в основном за счет собственных средств предприятий, кредиты минимальны. Нужно улучшать инвестиционную среду и инвестировать наши сбережения, которые достигают 30% ВВП. У нас только 20—22% сбережений идет на инвестиции, остальное резервируется либо уходит в отток», — пояснил он.
Обсуждался и бюджетный маневр, предложенный экспертами, уточнил Кудрин. «В частности, по корректировке военных расходов. И увеличение расходов по статьям, которые дают экономический рост в последующем — в качество человеческого капитала. В образование, в здравоохранение. А также в инфраструктуру», — сказал Кудрин, добавив, что он тоже говорил об этом на совещании. Его выступление продолжалось 40 минут. Эти темы будут серьезно прорабатываться, считает Кудрин.
В сентябре 2011 года Кудрин был отправлен в отставку. Поводом послужили его слова о том, что он не видит себя в новом правительстве под руководством Медведева из-за разногласий по поводу бюджетной политики. Основное — рост военных расходов, предложенный Дмитрием Медведевым. По мнению Кудрина, приоритетными должны стать госрасходы на здравоохранение и образование
Совещание по экономическим вопросам проходило в Сочи в понедельник под председательством президента Владимира Путина с участием премьера Дмитрия Медведева и экспертов и было посвящено проблеме замедления экономического роста в России. Финальных решений по его итогам принято не было.
Торможение российской экономики началось со второй половины прошлого года. А с начала 2013 года экспорт сократился на 4,5%, начала расти безработица. «Слава богу, безработица пока низкая, но рост ВВП уже ниже мирового уровня (прогноз МВФ — 3%) после пересмотра прогноза до 2,4%. Давно у нас такого не было. И это, заметьте, при высокой цене на нефть», — возмущался на совещании Путин.
Научный сотрудник Центра макроэкономического анализа и краткосрочно прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Мирошниченко согласен с оценкой Кудрина: политика денежного смягчения не даст результатов.
«Мы проводили анализ в 2011—2012 годах, за 18 месяцев, в течение которых ЦБ выдавал кредиты банкам. По нашим расчетам, треть выданного банки использовали на пополнение ликвидности и резервов, еще треть ушла в отток, и только 29% было использовано на выдачу кредитов бизнесу», — напомнил он.
Но не хотелось бы, чтобы правительство концентрировалось на кредитно-денежной политике или на перераспределении госрасходов от одной отрасли к другой — от ВПК к образованию и здравоохранению, сетует Ярослав Лисоволик, главный экономист российского офиса Deutsche Bank. «Решение проблемы лежит не в той плоскости, не в перераспределении госсредств. Тем более что состояние оборонного комплекса вызывает вопросы. Если власти намерены стимулировать экономический рост, то необходимо сосредоточится на эффективности госрасходов, на повышении производительности труда, на инвестициях в инфраструктуру, на целом комплексе мероприятий, а также на институциональных реформах», — заключил он.