Правительственная комиссия отказала фармацевтической компании из США Abbott Laboratories в покупке российской компании «Петровакс фарм». Это один из итогов заседания правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Россию. Об этом сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
«Это тот редчайший случай, когда комиссия приняла отрицательное решение по сделке, руководствуясь прежде всего соображениями национальной безопасности и учитывая международный опыт», — сказал он, пояснив, что все государства стремятся к тому, чтобы вакцины, с помощью которых делаются массовые прививки населению, производили национальные компании.
Заявка на покупку «Петровакс Фарм» стала поводом для обсуждения на правительственной комиссии поправок в закон № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот закон был принят в 2008 году, и сейчас отдельные его статьи нуждается в доработке, считает Артемьев.
«Производство вакцин должно быть отнесено к стратегическим сферам действий, необходимо ликвидировать такой пробел», — считает глава антимонопольного ведомства.
Он добавил, что окончательное решение по этому поводу пока не принято.
«Решение по компании Abbott — это не решение против компании Abbott, тем более не против США. Не важно, какая компания — американская, греческая, китайская или японская — пришла бы к нам с такими предложениями, она получила бы отказ», — пояснил Артемьев.
«Петровакс фарм» входит в топ-10 российских фармпроизводителей. Основана российскими учеными Рэмом Петровым, Аркадием Некрасовым, Натальей Пучковой и Рахимом Хаитовым. Некрасов получил в 2002 году Госпремию за создание гриппола (вакцины против гриппа) и полиоксидония (иммуномодулятор). Эти препараты составляют основу портфеля компании.
«Петровакс фарм» имеет лицензию на работу с возбудителями инфекционных заболеваний и на этом основании автоматически попадает в список компаний, имеющих стратегическое значение в соответствии с требованием закона № 57.
«Петровакс фарм» на 25,01% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития, по 18,78% имеют Некрасов и Пучкова. Публичные данные о финансовых результатах компании отсутствуют.
Abbott — международная компания, специализирующаяся на разработке продукции и технологий в сфере здравоохранения. Представлена в 150 странах, в том числе в России. Штаб-квартира компании находится в Чикаго, штат Иллинойс, США. Имеет более 100 предприятий по всему миру. Штат — 70 тыс. человек. По данным компании, оборот в прошлом году составил $22 млрд. В первом квартале прибыль компании составила $544 млн (34 цента на акцию) против $1,24 млрд годом ранее.
По данным агентства медико-социальной информации АМИ, Abbott на реализацию проекта, связанного с покупкой «Петровакса», планировала направить до $500 млн с учетом стоимости интеллектуальной собственности — брендов, на основе которых Abbott сможет создавать новые препараты.
Участники рынка говорят, что покупкой «Петровакс фарм» интересуется другой фармпроизводитель — российская компания «Фармстандарт».
Входит в тройку крупнейших фармкомпаний российского фармрынка. Выручка компании в прошлом году составила 51,3 млрд рублей.
«Фармстандарт» действительно интересуется покупкой «Петровакс фарм», но пока не получила официального одобрения ФАС, сообщил «Газете.Ru» представитель компании Илья Крылов. «Мы ждем ответа от ФАС, но новостей пока нет кроме того, что другой компании, которая претендовала на покупку «Петровакс фарм», отказали», — сказал он.
Руководитель отдела по связям с общественностью компании Abbott в России Ирина Гущина сообщила, что компания пока не получала официального ответа правительственной комиссии на запрос о покупке «Петровакс Фарм».
Оспорить решение правительственной комиссии нельзя, говорит советник юридической фирмы Lidings Сергей Патракеев. «Покупка российского актива предполагает соблюдение местного законодательства, а в России решение правительственной комиссии оспорить нельзя. Но Abbott может предложить другую альтернативную структуру сделки, которая позволила бы избежать ее блокирования со стороны правительственной комиссии», — говорит он.
«Это первый случай в истории фармацевтики, когда компанию отказываются продавать из-за стратегических соображений. Биотехнологии наиболее приближены к военной продукции», — говорит гендиректор маркетингового агентств DSM Group Сергей Шуляк.