«Роснефть» и японская корпорация Marubeni подписали меморандум о сотрудничестве по проектам СПГ (сжиженный природный газ), совместной разведке и разработке нефтегазовых месторождений.
Стороны рассмотрят возможность совместного проектирования и строительства завода СПГ на Дальнем Востоке, финансирования, транспортировки сжиженного газа и изучат спрос на газ в Японии (в частности, речь идет о японских коммунальных службах). Также компании намерены оценить перспективы разработки лицензионных участков «Роснефти».
«Мы рады, что наши планы по разведке и разработке нефтегазовых месторождений, а также по реализации проекта СПГ на Дальнем Востоке нашли отклик среди одной из ведущих японских компаний», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. По его словам,
достигнутые договоренности предусматривают «обеспечение гарантированного рынка сбыта в Японии, что направлено на укрепление позиций «Роснефти» на перспективном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона».
Япония — один из лидеров мирового энергопотребления, хотя собственными запасами энергоносителей (нефть, газ и уголь) страна практически не обладает. Япония импортирует 100% потребляемого газа (в виде СПГ), в том числе с сахалинского завода «Газпрома».
Marubeni — японская торговая и инвестиционная компания, реализует широкий ассортимент товаров, от продуктов питания и товаров легкой промышленности до крупногабаритной автотехники и сырья.
В «Роснефти» «Газете.Ru» пояснили, что Marubeni будет сотрудничать с российской компанией по проекту строительства завода СПГ на Сахалине, который «Роснефть» реализует совместно с американской ExxonMobil. «Marubeni приглашена как носитель технологий», — уточняют в российской госкомпании.
О планах строительства завода по сжижению газа «Роснефть» и Exxon заявили в феврале 2013 года. Как ранее говорил Игорь Сечин, первая очередь завода позволит производить 5 млн тонн СПГ в год. Источники на рынке ранее сообщали, что плановая мощность предприятия — 10 млн тонн. Инвестиции в проект оцениваются в $15 млрд. По словам главы «Роснефти», поставки СПГ с завода начнутся не позднее 2018 года.
«Ресурсная база у нас есть, — говорил ранее Сечин. — «Роснефть» располагает 600 млрд кубометров газа, плюс идут переговоры с Exxon, они могут предоставить 500 млрд кубов».
Сырье для нового завода обеспечит проект «Сахалин-1» (нефтегазовый проект на шельфе Сахалина, оператором выступает Exxon, владеющая 30%. «Роснефти» и индийской ONGC принадлежит в этом проекте по 20%, еще 30% владеет японский консорциум SODECO, в котором Marubeni принадлежит 12%).
В дальнейшем для обеспечения завода сырьем будут вовлекаться запасы соседних проектов с участием «Роснефти» — «Сахалин-3» и «Сахалин-5».
«Роснефть» не раскрывает, получит ли Marubeni долю в будущем активе или будет предоставлять технологии и финансирование под гарантии будущих поставок.
Алексей Кокин из «Уралсиба» считает, что более вероятен второй сценарий. «После катастрофы на «Фукусиме» японские партнеры стараются законтрактовать все доступные объемы газа (СПГ замещает снизившуюся атомную генерацию. — «Газета.Ru»), поэтому им важна не столько доля в проекте, сколько гарантия поставок», — поясняет эксперт.
Наиболее вероятен вариант, при котором акционерами завода будут «Роснефть» и Exxon, а Marubeni предоставляет технологии и финансирование, получая после запуска предприятия определенную долю продукции, добавляет эксперт.
Сегодня «Роснефть» не может экспортировать газ — таким правом по законодательству обладает только «Газпром». Но «Роснефть» и крупнейший российский независимый газопроизводитель «Новатэк» активно лоббируют либерализацию экспорта СПГ. «Не имея гарантий поставок, компании не могут реализовать свои проекты. Разрешение на экспортные поставки сжиженного газа, возможно, будет получено к середине текущего года», — считает Кокин.