Рост зарплат бюджетников, навязанный регионам из центра, вызовет дальнейшее ухудшение финансовой ситуации в российских регионах и муниципалитетах. Их возможности по сокращению расходов и наращиванию доходов практически исчерпаны, и даже введение с 2014 года налога на имущество не сможет выправить ситуацию. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's. Расходы большинства регионов и муниципалитетов на зарплату превысили половину всех расходов, отмечается в исследовании. Зарплаты нужно повышать и далее, соответственно, путей их перераспределения практически нет. Такая ситуация приведет к увеличению дефицита бюджетов. Для наиболее слабых задача его покрытия невыполнима, предупреждают эксперты.
В случае умеренного ухудшения экономической конъюнктуры федеральному центру придется направлять на балансирование региональных и муниципальных бюджетов около 1% ВВП, считают аналитики агентства.
Кризис, подобный случившемуся в 2008—2009 годах, может увеличить этот показатель до 2% ВВП.
И хотя Минфин заявляет о сокращении перечислений из федерального бюджета, в Standard & Poor's, наоборот, склонны говорить об их увеличении. «Если существующие тенденции в динамике доходов и расходов сохранятся, то текущий профицит бюджета в 2015 году будет достигнут менее чем 20 из 83 российских регионов», — констатируют эксперты.
Еще одно последствие отсутствия гибкости в капитальных расходах — быстрая деградация инфраструктуры. В результате порождаются другие расходы — на содержание и ремонт школ, больниц и дорог.
Даже умеренно негативный сценарий (небольшое замедление экономического роста и нулевое увеличение налога на прибыль) к 2015 году приведут к увеличению среднего дефицита региональных и муниципальных бюджетов выше 11—14%.
А для ряда городов в качестве обременения добавится подготовка к чемпионату мира по футболу, который в 2018 году пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи, Екатеринбурге. Муниципальным бюджетам такие расходы не под силу, потребуется помощь региональных, указывают аналитики Standard & Poor's. Но относительно низкие капитальные вложения требуются только в Москве, Петербурге, Сочи и Казани, остальным регионам придется обращаться за помощью к правительству или занимать деньги.
Муниципалитеты и регионы традиционно заявляют в числе расходов строительство муниципальной инфраструктуры. И если в случае с саммитом АТЭС или Олимпиадой в Сочи федеральный бюджет брал на себя до 90% таких расходов, то в условиях посткризисного ослабления финансов эта задача будет трудновыполнимой, указывают аналитики.
По официальным оценкам федерального правительства, совокупный бюджет чемпионата достигнет примерно 660 млрд рублей ($22 млрд), указывают в Standard & Poor's. При этом федеральное правительство готово выделить только через госпрограмму развития спорта 82,7 млрд рублей.
Регионы же предварительно оценили свои потребности в 1,2—1,3 трлн рублей ($40—43 млрд), или 2% ВВП России, говорится в исследовании. В рамках подготовки госпрограммы спорта ведомства и регионы запросили на эти цели 540 млрд рублей. Эта сумма не согласована.
«Для большинства регионов финансирование даже половины заявленных ими потребностей будет практически непосильной задачей. В частности, для Калининградской и Самарской областей и Республики Мордовия финансирование только 30% необходимых расходов может оказаться затруднительным», — говорится в докладе. Взять в долг, чтобы профинансировать хотя бы 50% стройки, эти регионы не могут: не позволяют бюджетные ограничения. Для других увеличение заимствований грозит снижением кредитоспособности.
50% расходов могли бы изыскать только Нижегородская, Свердловская, Волгоградская и Ростовская области, подсчитали в Standard & Poor's. «Согласно этому сценарию, регионам придется выделять на подготовку к чемпионату в среднем до 6—7% своих совокупных годовых расходов», — говорится в докладе.
Федеральное правительство стоит перед сложным выбором: увеличить инвестиции в муниципальную инфраструктуру или снизить качество проведения чемпионата, констатируют аналитики.
Необходимость привлечения финансирования к 2015 году спровоцирует рост прямого долга региональных и местных органов власти в номинальном выражении более чем в два раза — с нынешних 1,4 трлн рублей до 3 трлн рублей, подсчитали в Standard & Poor's. В 2015 году объем банковских кредитов достигнет почти 1 трлн рублей против 460 млрд рублей в 2012 году, что увеличит расходы на их обслуживание с 7% до 10% текущих доходов.
А дефицит бюджетов с учетом капитальных расходов в 2015 году вырастет до 800 млрд рублей с менее чем 250 млрд рублей в 2012 году.
Эта сумма может снизиться на 100 млрд рублей, если Москва компенсирует дефицит бюджета за счет приватизации (в первую очередь за счет Московской объединенной энергетической компании) и в течение года-двух не будет выпускать облигации.
В такой ситуации федеральному бюджету придется наращивать объем новых бюджетных кредитов и рефинансировать старые, считают аналитики. Как следствие, другие регионы станут претендовать на них все больше, а стремиться рефинансировать бюджетные кредиты на рыночных условиях их получатели будут все меньше, говорят в агентстве.
Дополнительный риск — недостаточная формализация и прозрачность выдачи кредитов из федерального центра, отмечают в Standard & Poor's. Так, в 2012 году родина Владимира Путина и Дмитрия Медведева — город Санкт-Петербург — получила 8 млрд рублей бюджетных кредитов. «…некоторые другие регионы, по нашему мнению, испытывали большие потребности в финансовой помощи», — заключают в агентстве.