Темой встречи в понедельник президента Владимира Путина с премьером Дмитрием Медведевым стало стимулирование экономического роста. Путин констатировал, что «мировой кризис приобретает все более опасные очертания, что неизбежно сказывается и на нас».
«Так было и в 2008 году, и сейчас мы то же самое наблюдаем. Правда, в отличие от наших друзей и партнеров в Европе, других регионах мира, все-таки российская экономика демонстрирует жизнеспособность и возможности дальнейшего развития», — сказал президент.
Он напомнил, что в конце прошлого года — начале текущего «несколько снизились темпы экономического роста, еще больше сократился реальный сектор». «Это отражается на доходах населения, зарплаты стали поменьше, хотя общие предполагаемые доходы населения остаются примерно на прогнозируемом уровне. Также добывающий сектор начал восстанавливаться, что, в принципе, неплохой сигнал вообще и для нашей страны, в частности», — подчеркнул Путин. 2012 год «в целом был неплохой», оценил он.
Затронув тему отчета правительства за 2012 год перед депутатами Госдумы (намечен на 17 апреля), Путин сказал: «Я рассчитываю, вам удастся не только использовать все наработанные ранее механизмы выхода из кризиса, но и использовать вновь создаваемые, чтобы поддержать те ростки, которые наблюдаются, в частности, в добывающем секторе, и распространить их на всю экономику».
Медведев согласился, что ситуация в мировой экономике ухудшается, а экономика России демонстрирует разнонаправленные тенденции: «Есть, к сожалению, и замедления, и есть целый ряд благоприятных позиций, которыми нужно воспользоваться».
Путин и Медведев договорились о трехстороннем формате обсуждения экономических проблем.
«Давайте, может быть, на выезде это сделаем, пригласим экономический блок правительства, часть администрации президента, которая занимается соответствующей тематикой, и, может быть, представителей экспертного сообщества, чтобы послушать разные точки зрения и найти оптимальные варианты», — уточнил Путин.
Опасения властей относительно замедления глобального экономического роста совпадают с оценкой Международного валютного фонда. В январе МВФ понизил прогноз по росту мировой экономики в 2013 году до 3,5% с 3,6%, ожидавшихся в октябре прошлого года. Рост экономик развитых стран, по мнению МВФ, составит в 2013 году 1,4% — оценка снижена на 0,2 процентных пункта. Прогноз по росту ВВП США в текущем году ухудшен на 0,1% — до 2%.
На прошлой неделе Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП России в этом году с 3,6% до 2,4%. Оценка на 2014 год опустилась с 4,3% до 3,7% ВВП, на 2015-й — с 4,5% до 4,1%. В отсутствие стимулирующих мер российская экономика может скатиться в рецессию уже к осени этого года, предупреждал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. «Мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть, риски такие есть», — сказал министр.
В связи с ухудшением прогноза социально-экономического развития страны Минфин готов корректировать «оценки, прогноз и исполнение бюджета в текущем году». Но прогноз по дефициту бюджета увеличивать не планируется, сейчас он составляет 0,8% ВВП, уточнил в понедельник глава Минфина Антон Силуанов.
По мнению Силуанова, замедление экономического роста связано с замедлением внешнего спроса. Но еще больше Минфин беспокоит снижение инвестиций и кредитования экономики. «Все это дает понижательные тренды не только сейчас, но и на будущее», — заявил он.
Ранее Минфин признавал, что замедление роста ВВП ставит под удар выполнение социальных обязательств и может привести к снижению инвестиций в инфраструктуру. Дополнительные средства бюджету необходимы и в связи с прогнозируемым сокращением ненефтегазовых доходов бюджета и вычетами НДС по крупным инвестиционным проектам. Потребность в дополнительных деньгах — 500 млрд рублей.
Восполнить необходимые средства планируется за счет программы приватизации. Изыскать 500 млрд рублей можно через продажу 19,5% акций «Роснефти», подсчитало Минэкономразвития. Кроме того, министерство предложило повысить прогнозную цену на нефть с $97 до $105 за баррель. Повышение прогноза приведет и к росту ненефтегазовых доходов бюджета примерно на 150 млрд руб. В 2012 году стоимость нефти тоже была пересчитана, и дополнительные нефтегазовые доходы бюджета составили 900 млрд рублей.
Минфин рассчитывает пополнить бюджет иными способами: ужесточить налоговое и таможенное администрирование, ограничить платежи наличными, бороться с фирмами-однодневками и «серыми» зарплатами. Для этой работы планируется усилить взаимодействие с МВД и Следственным комитетом.
В действиях правительства нет определенности, что негативно влияет на инвестиционную политику бизнеса и в конечном счете тормозит экономический рост, отмечает директор института «Центр развития» НИУ-ВШЭ Наталья Акиндинова.
«Уже год как между различными блоками правительства идет перетягивание каната. Что эффективнее — наращивать госрасходы или дать стимулы для развития частному бизнесу? Решения нет, бизнес дезориентирован. Хорошо, если власти наконец определяться с приоритетами», — говорит Акиндинова.
Возможно, власти неточны в диагнозе текущей экономической ситуации, уточняет главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. «Действовать сейчас, как действовали в 2008 году, было бы ошибкой. Низкие темпы экономического роста естественны для российской экономики, а обвала, как было в 2008 году, сейчас не случилось», — говорит Морозов.
По этой причине заливать экономику дешевыми деньгами с помощью снижения ставки рефинансирования и распечатывания резервного фонда нецелесообразно, считает он, а стимулировать экономический рост через кредиты Внешэкономбанка — не решение проблемы. «Иначе придется выбирать: дать ВЭБу больше денег из бюджета или на эту же величину сократить другие расходы. Похоже, свободных ресурсов у правительства нет», — говорит Морозов.
Партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев считает, что у правительства почти не осталось возможности для маневра. По двум причинам: ошибки в прогнозировании экономического роста и повышенные соцобязательства. «Бюджет верстался, исходя из экономического роста в 3,7%, хотя для нас было очевидно, что он не превысит 2%, что и подтверждают тенденции последних месяцев», — говорит Николаев. Во время парламентских и президентских выборов власти взяли повышенные обязательства, от выполнения которых нельзя отказаться, «а это снижает возможности для проведения антикризисных мер», поясняет он.
Нужны институциональные реформы, считают эксперты. «Нельзя сказать, что власть ничего не делает для улучшения, например, инвестиционного климата, к бизнесу начали прислушиваться, началась реализация «дорожных карт» АСИ, но отдача пока минимальна», — говорит Морозов, добавляя, что одних только экономических стимулов недостаточно. Необходимо, например, менять миграционную политику: Россия испытывает нехватку высококвалифицированных кадров.